Найти тему
Сайт Авиационной Истории

Гражданская авиация на ВДНХ Казахской ССР

В июне 1961 года состоялось открытие ВДНХ Казахской ССР, чья экспозиция рассказывала об успехах в экономическом и технологическом развитии республики. Выставка располагалась на площади 100 гектаров в южной части города: по Тимирязева, между Ботаническим садом и современной улицей Жарокова. Большая роль на ВДНХ была отдана авиации, для которой был выделен целый павильон.

Ми-2П СССР-23825 Казахская ССР, Алма-Аты, ВДНХ. Фотография © Центральный государственный архив г. Алматы
Ми-2П СССР-23825 Казахская ССР, Алма-Аты, ВДНХ. Фотография © Центральный государственный архив г. Алматы

Павильон «Гражданская авиация» открылся в середине 1970-х годов напротив нового павильона сельского хозяйства. Экспозиция рассказывала об истории освоения воздушного пространства Казахстана. Частью экспозиции был вертолёт Ми-2 и самолет Ан-2, установленные у входа в павильон. Ранее, до сооружения павильона, на рубеже 1970-х годов, на выставке временно демонстрировался еще один Ан-2.

Ан-2Т СССР-41918 Казахская ССР, Алма-Ата, ВДНХ, 1974 год. Фотография © ЦГА КФДЗ РК
Ан-2Т СССР-41918 Казахская ССР, Алма-Ата, ВДНХ, 1974 год. Фотография © ЦГА КФДЗ РК

Форма сооружения павильона «Гражданская авиация» перекликается с тремя первыми павильонами выставки, но имеет свои особенности. Кровля рифленой формы, зигзагообразная в разрезе. Входная группа на торце здания была решена в виде двух облицованных металлом пластин с загнутыми кверху концами, которые в середине павильона, не соприкасаясь друг с другом, поддерживали эмблему советской авиации.

Ми-2П СССР-23825 Казахская ССР, Алма-Аты, ВДНХ, 1990 год. Фотография © В. Суслин
Ми-2П СССР-23825 Казахская ССР, Алма-Аты, ВДНХ, 1990 год. Фотография © В. Суслин

К сожалению, самолет и вертолет не пережили лихие 1990-е годы, а сам павильон «Гражданская авиация» стал основой для аквапарка и фитнес-клуба. К нему с торцов были пристроены дополнительные площади, а кровлю покрасили в голубой цвет.

Расскажем об авиационных экспонатах ВДНХ Казахской ССР более подробнее:

Самым первым авиационным экспонатом стал самолет Ан-2Т СССР-41918. Этот самолет был произведен в 1952 году на авиазаводе в Киеве. Самолет эксплуатировался в Казахском управлении ГВФ в Бурундайском авиаотряде. Изначально самолет Ан-2Т носил опознавательный знак СССР-Л1918, затем в 1958 году был перерегистрирован в СССР-41918.

Ан-2Т СССР-41918 Казахская ССР, Алма-Ата, ВДНХ, 1971-1972 года. Фотография © soandso
Ан-2Т СССР-41918 Казахская ССР, Алма-Ата, ВДНХ, 1971-1972 года. Фотография © soandso

В 1966 году Ан-2Т СССР-41918 был установлен на ВДНХ Казахской ССР в качестве экспоната, а 11 июня 1966 года списан из Государственного реестра ВС СССР. На ВДНХ самолет экспонировался на рубеже в 1970-х годов. В дальнейшем Ан-2Т СССР-41918 был демонтирован и утилизирован.

Ан-2СХ СССР-33154 Казахская ССР, Алма-Ата, ВДНХ, 1987 год
Ан-2СХ СССР-33154 Казахская ССР, Алма-Ата, ВДНХ, 1987 год

После постройки павильона «Гражданская авиация» у него был установлен Ан-2СХ СССР-33154. Этот самолет был произведен в 1960 году в Киеве. С сентября 1960 года он эксплуатировался в Казахском ТУ ГВФ в Джамбульском авиаотряде. 28 апреля 1979 года Ан-2СХ СССР-33154 был списан по отработке назначенного ресурса. Позже после списания он был установлен на ВДНХ Казахской ССР у павильона «Гражданская авиация». В 1990-е годы самолет был демонтирован и утилизирован.

Ан-2СХ СССР-33154 Казахская ССР, Алма-Ата, ВДНХ, 1983 год. Фотография © Александр Гришов
Ан-2СХ СССР-33154 Казахская ССР, Алма-Ата, ВДНХ, 1983 год. Фотография © Александр Гришов
Ми-2П СССР-23825 Казахская ССР, Алма-Аты, ВДНХ, 1983 год. Фотография © Александр Гришов
Ми-2П СССР-23825 Казахская ССР, Алма-Аты, ВДНХ, 1983 год. Фотография © Александр Гришов

Последним в начале 1980-х годов на ВДНХ Казахской ССР появился вертолет Ми-2П СССР-23825. Этот вертолет был построен в 1969 году в Польше. С июня 1970 года он эксплуатировался в Эстонском УГА в Таллинском авиаотряде. С декабря 1971 года Ми-2 эксплуатировался в Управлении гражданской авиации центральных районов и Арктики (УГАЦиА). В октябре 1980 года Ми-2П СССР-23825 был списан по отработке назначенного ресурса. Позже после списания он был установлен на ВДНХ Казахской ССР у павильона «Гражданская авиация». В 1990-е годы вертолет вместе с самолетом Ан-2СХ СССР-33154 был демонтирован и утилизирован.

Ми-2П СССР-23825 Казахская ССР, Алма-Аты, ВДНХ
Ми-2П СССР-23825 Казахская ССР, Алма-Аты, ВДНХ

Вот так была уничтожена память об гражданской авиации в Казахстане. В новое время выставка достижений в области гражданской авиации была превращена в фитнес-клуб и аквапарк. К сожалению в потребительском обществе, где за идеал взято предоставление услуг, это куда важнее, чем история авиации...

© Юрий Дорошенко