Всем привет! Сегодня крайне непростая, на мой взгляд, тема. Один из моих знакомых – учитель в одной из местных школ. Сам он отзывчивый, внимательный человек, но его отношение к ученикам и подход к преподаванию в целом меня очень огорчают.
Почему статья непростая? Потому что, с одной стороны, есть система оценивания знаний, а с другой, – система взглядов каждого из нас. Наши принципы, ценности, правила. То, чем мы руководствуемся при том или ином выборе. Человек – существо уникальное, и там, где одному все понятно, другому непременно важно разобраться. Там, где мне кажется все очевидным и логичным, другому все видится неправильным и странным. А что же с оценками? И как понять, что преподаватель адекватно оценивает ученика, оценивает исключительно его знания, а не выражает через оценку свое отношение к ребенку? Довольно сложный вопрос, причем говорю как бывший ученик и как бывший учитель.
С одной стороны, я нашла в словах знакомого рациональное зерно. Он говорил примерно следующее: "Вот ученик прогуливал постоянно уроки, потом родители прибежали, просили дать дополнительные задания, но а чем этот ребенок отличается от других? Почему я должен давать ему дополнительные задания? На что наработал – то и получил". Вроде бы, все верно, действительно, у ученика есть обязанности, а именно посещение школы и работа на занятиях. Однако почему не возникло желания разобраться в произошедшем? А проблема в том, что желания такого, действительно, не возникло, а причин для пропусков уроков может быть масса.
Да, мы не родители и не воспитатели. И все, что происходит за стенами школы, не наше дело. Но при этом, как мне кажется, хоть минимально все равно необходимо проявлять человечность. Иногда ученику важно просто понимание и доверительный разговор на 5-10 минут с истинным принятием, чтобы у него появилось желание что-то делать и ради чего-то стараться. Просто потому, что кто-то обратил на него внимание и просто его послушал. И важно помнить, что в жизни бывает всякое. И она далеко не черно-белая. Прогулял-не прогулял, сделал домашнюю-не сделал домашнюю. Забавно, что мы сами часто ждем понимания от коллег или руководителей, жалуемся в разговорах с друзьями, что у нас есть своя жизнь и свои проблемы помимо работы, но почему-то на других это не распространяется. У меня была ученица, которая принципиально ничего не делала и часто прогуливала уроки. Буквально 5 минут моего внимания – выяснилось, что она очень переживала из-за проблем в семье. Но один разговор уже дал ей немного сил, которые требовались для того, чтобы продолжать функционировать и выполнять свои обязанности в рамках учебы.
Больше всего меня поразило, когда знакомый с огромным наслаждением и упоением рассказывал о том, как он поставил единственную 3 за год ученику, у которого были остальные 4. "Вот, все ему поставили 4, он там бегал, выпрашивал, умолял, а я не стал поддаваться, потому что надо было работать!" И, с одной стороны, мы ведь не знаем ситуацию, возможно, действительно, ученик не заслужил, да и оценки – это просто оценки, они редко соотносятся с настоящими знаниями, якобы и не стоит так зацикливаться на этом. Но если мы посмотрим на это с другой – эмоциональной – стороны: что будет чувствовать ученик, которому холодно и отстраненно говорят, что его проблемы никого не интересуют? Я согласна, во многом так и есть, и оценки – это ответственность ученика. Но еще дело в форме подачи информации. Ведь можно сказать всё с тем же посылом, но абсолютно по-другому. Впрочем, ученик это пережил и забыл, а вот то, что учитель так долго холил и лелеял то чувство отказа, меня пугает намного больше.
Палка о двух концах получается. С одной стороны, в жизни всякое бывает, и гибкость учителю необходима, с другой стороны, есть ученики, которые могут этой гибкостью пользоваться. И если бы я решила описать все такие случаи, статья бы вышла на несколько часов. На днях, когда обсуждала эту тему с коллегой, она сказала примерно следующее: "О какой человечности ты говоришь? Работа в школе и эмоциональность не совместимы. Или ты будешь выключать эмоции и пахать, или включаться в жизнь каждого и сойдешь с ума". И отчасти она права, и я сама помню это по работе в школе прекрасно. Однако "выключить эмоции" и уметь не вовлекаться и держать баланс – это разные вещи. Учитель не может быть отстраненным, да и в принципе в профессиях типа "человек-человек" это невозможно. Вас, наверное, обижают врачи, которые холодно и равнодушно слушают вас на приеме, а потом так же небрежно дают направления и даже не прощаются? А если бы такое происходило каждый день?.. Поэтому бесспорно, что прежде всего самим учителям необходимо обращаться к психологу, потому что выгорание и эмоциональное истощение в этой профессии – верные друзья. Но это уже ответственность самого специалиста, и никакой рекламы здесь не будет. А ведь именно это и помогает выдерживать баланс и не "скатываться" в жертвенное состояние, мол, все ученики меня ненавидят и сами виноваты, а я ничего поделать не могу.
А вывод конкретно по ситуации с учителем я могу сделать один: этот человек просто не любит детей. Если есть желание работать с детьми, если есть направленность на общение и на понимание, – работа пойдет совсем по-другому и не придется отключать эмоции. Поэтому можно вспомнить миллионы и еще миллионы ситуаций, где учителя были просто грубы или вели себя с учениками отвратительно и ужасно, но при этом причина у такого поведения одна. Просто кто-то готов это признать и что-то с собой делать, вплоть до смены профессии, а кому-то удобно плыть по течению, что касается и героя моей истории. Но хочется верить, что влюбленных в профессию учителей все-таки больше, чем иногда кажется. Да, дети бывают разные. Но прежде чем винить их, давайте зададим вопрос самим себе: "А что мы сделали, чтобы не грубить, не хамить и не обижать? И всё ли мы сделали на самом деле?"