Найти в Дзене
ОтЛичная Жизнь

Любопытные петербургские словечки, которыми пользовались до революции

Долгое время, читая книги о старом Петербурге, мемуары и художественные, собирала интересные и необычные словечки, которыми пользовались горожане 18 и 19 веков. Наконец их набралось столько, что можно посвятить им небольшую статью. Итак, предлагаю немного поднять себе настроение.

Мы уже с Вами знаем большую часть городского транспорта того времени - повозки, дилижансы, омнибусы, конки и т.п. Самыми простейшими из карет были, так называемые дрожки. А слышали когда-нибудь про кукушки? Вот и я нет))

Кукушками в Петербурге называли простейшие общественные кареты, вместимостью до десяти человек, французского производства, которые во Франции назвались сoucou - отсюда и обрусевшее название.

Не уверена, что это именно "кукшка", но больно фото понравилось
Не уверена, что это именно "кукшка", но больно фото понравилось

Но была в Петербурге во второй половине 1800-х еще одна "кукушка", на этот раз так окрестили поезд. Ездил этот небольшой состав буквально в пару вагонов, из Петергофа до Ораниенбаума, и развозил в основном дачников. О точном происхождении названия доподлинно неизвестно, но есть легенда, что характерный звук "Ку-ку" издавал то ли машинист, то ли специальный свисток издавал похожий звук.

"Публика, которой нужно было в эти поселки, высаживалась в Старом Петергофе, поезд уходил в Ораниенбаум, и сразу после его ухода подавалась "кукушка" — маленький паровозик с большим двухэтажным вагоном. Эта "кукушка" и развозила дачников, останавливаясь у каждой платформы"
Цитата из книги Пызина и Засосова "Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов"
Вот здесь уже точно "кукушка", фото последней четверти 1800-х годов
Вот здесь уже точно "кукушка", фото последней четверти 1800-х годов

А если бы Вы в то время услышали, что кто-то "ночевал под шарами", то сразу бы поняли, что этот кто-то попал в руки полиции и был отправлен в Съезжий дом.

Съезжими домами или дворами в 19 веке называли городские сооружения, где размещались пожарные части, вместе с полицией, арестантскими камерами и другими административно-хозяйственными службами районов (в то время частей города). Так как здания были противопожарного назначения, то у каждого имелась каланча, увенчанная специальными сигнальными шарами - отсюда и выражение.

Съезжий дом Васильевской пожарной части, начало 1900-х
Съезжий дом Васильевской пожарной части, начало 1900-х

Фирменные шляпы чиновников, за сходство, называли пирогами. Интересно, СССРовкие шапки-пирожки как-то связаны с этой историей. А головные уборы пожарных и некоторых армейских полков назвали самоварами.

Петербургские пожарные на тушении, начало 1900-х
Петербургские пожарные на тушении, начало 1900-х

А если бы Вам предложили дербалызнуть, то знайте, что это Вас так приглашают выпить вина, причем много и сразу))

Следом могли бы предложить папироску "Сам-краше". В то время были очень популярны европейские заимствования, и часто на французский манер говорили представители буржуазии и интеллигенция. А представители пролетариата нередко подтрунивали над этой модой, коверкая обычные слова. Так и появились папиросы "Сам-краше", т.е. это были обычные "самокрутки", набитые самостоятельно накрошенным курительным табаком. Позже это название закрепилось за сигаретами плохого качества.

Застолье бывших депутатов в Териоках (нынешний Зеленогорск), 1906 год
Застолье бывших депутатов в Териоках (нынешний Зеленогорск), 1906 год

Еще одно интересное слово "елбот". Изначально, это заимствование из голландского jolboot, буквально обозначавшего лодку ялик, которыми пользовались до революции, переправляя пассажиров с одного берега Невы (и не только) на другой. Однако в Петербурге яликами назвали стандартные небольшие лодки на две персоны, а елботами называли лодки побольше, на 4 и более персон - эдакие неуклюжие и неповоротливые ялики-переростки.

Но на этом дело не закончилось и слово пошло в народ дальше, став обозначением для не по размеру больших калош.

Яличный перевоз на Екатерининском канале (ныне канал Грибоедова), 1902 год
Яличный перевоз на Екатерининском канале (ныне канал Грибоедова), 1902 год

Еще на Неве в то время можно было увидеть множество пароходных пристаней - думаю, Вы помните их из наших исторических прогулок по городу. Так вот на части из них были оборудованы буфеты, и если бы Вам сказали "Пойдем перекусим в поплавке", это бы обозначало тот самый плавучий буфет при пристани. Такие "поплавки" были оборудованы напротив Морского училища на Васильевском острове, у Александровского и Летнего садов.

Пристань у Морского училища на Васильевском острове, тот самый "поплавок" - буфет находится справа, где на окнах видны занавески
Пристань у Морского училища на Васильевском острове, тот самый "поплавок" - буфет находится справа, где на окнах видны занавески

На это на сегодня заканчиваю. Если было интересно и хотите продолжения, то дайте знать - буду собирать и дальше интересные выражения из былой жизни старого Петербурга.