В 1987 году, на пике Перестройки, Гласности и Ускорения, режиссёр Александр Прошкин снимает картину “Холодное лето пятьдесят третьего…” по сценарию Эдгара Дубровского. Вестерн о борьбе политзаключённых с амнистированными уголовниками пришёлся советской публике по душе. Все и критики, и зрители однозначно тепло приняли фильм.
Конечно фильм эксплуатирует одну из главных тем перестроечного кинематографа – сталинизм и его кровавые последствия. Так или иначе создатели кинокартины выполняли заказ правящей элиты на разложение советского мировоззрения. Однако заказы и их выполнение бывают разными. Бывает бездарная подёнщина - типа “Покаяния”, а бывает, что скорее вопреки, получаются такие картины как “Холодное лето пятьдесят третьего...”
Тем не менее, несмотря на клишированные темы Перестройки, фильм и сейчас смотрится довольно бодро. Чему способствует, в том числе, верно пойманная режиссёром атмосфера маленького рыбацкого посёлка находящегося на краю света. Ну и конечно же великолепно подобранный актёрский ансамбль, за которым интересно наблюдать.
Главные роли в картине исполнили Валерий Приёмыхов и Анатолий Папанов. Хотя сейчас невозможно представить на их месте других актёров, пробы на главные роли были весьма тяжёлыми. По крайней мере на роль Копалыча, которую блистательно исполнил Анатолий Папанов, пробовались и Георгий Юматов, и Вацлав Дворжецкий, но выбран был белорусский актёр Гарбук, однако вскоре после того как на горизонте замаячила фигура Папанова, все остальные кандидатуры были отклонены.
Папанов проникся сценарием и поднятой темой и очень хотел сыграть эту роль. Когда у Папанова началась первая съёмочная смена, весь посёлок в котором проходили съёмки вместе с детьми собрались посмотреть на дядю "Волка" и конечно же съёмки были прерваны.
Папанов спокойно относился к своей звёздности и всегда шёл на контакт со своими поклонниками. Съёмочный процесс режиссёру, конечно, пришлось остановить. Всех желающих пообщаться с звездой собрали в местном ДК и устроили импровизированную автограф сессию. Наверняка для тамошних детишек общение с Анатолием Папановым надолго сохранилось в памяти.
Фильм Прошкина поднимает тяжёлую тему - проблемы интеграции в общество реабилитированных, которые возвращались, спустя долгие годы заключения и выселок, к нормальной жизни. Отличие картины Прошкина от многих подобных выходивших в Перестройку, под диктовку её архитекторов, в том, что тема обыграна не нарочито и подана достаточно тонко, по крайней мере настолько насколько это было возможно сделать в то время.
Режиссёр сосредотачивает наше внимание не на личности, чей культ вскоре был разоблачён, а на простых людях, попавших под жернова истории. Людях, которые смогли пройти непростые испытания и оставаться при этом самими собой.
“Холодное лето пятьдесят третьего…” стал последним кинофильмом в фильмографии блистательного актёра Анатолия Папанова. Актёр скончался 5 августа 1987 года и не успел закончить работу над картиной. Озвучивал персонажа Папанова Игорь Ефимов, а в некоторых сценах вместо Анатолия играл дублёр.
Фильм получился пронзительным высказыванием о непростых и спорных временах, где вина и невиновность стояли бок о бок и в мареве прошедших лет уже невозможно с уверенностью сказать, что было хорошо, а что плохо, кто был прав, а кто виноват. Были люди, которые, как и во все времена хотели просто жить и быть счастливыми, любить и быть любимыми.