На работе как всегда с огромным удовольствием отдаюсь во власть электронных книг в аудиоформате. Сейчас окунаюсь в "Родную речь. Уроки изящной словесности" Петра Вайля и Александра Гениса. Каждая глава посвящена либо одному из писателей или поэтов, либо нашумевшему произведению классика.
Вчера меня зацепила фраза о скуке Лермонтова в его подростково-юношеском возрасте и мелькнула мысль о том, что где-то я уже слышала о скуке в столь юные лета.
Питательная среда лермонтовского стиля — в поэзии и в жизни — смесь Байрона, французского романтизма и немецкой философии. Воспитанный этим комплексом жаргон составляет большинство стихотворений и поэм Лермонтова, а соответствующий жаргону этикет — определяет поведение. Как и полагается романтику, Лермонтов неудачливо волочился, слегка служил, мимолетно воевал. И разумеется — все знал заранее и во всем наперед был разочарован.
Ничто его не веселит: «И наконец я видел море, но кто поэта обманул?.. Я в роковом его просторе великих дум не почерпнул». (Через столетие Ильф и Петров напишут: «Горы не понравились Остапу».)
«Я не гожусь для общества», — красуется 18-летний Лермонтов, едва появившись в свете.
«Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду?» — тут интересно не признание: кто же не влюблялся десятилетним! — а тон, каким оно сделано: серьезный, значительный, важный. Так надо по этикету: все уже было и все прошло.
В 16 лет Лермонтов записывает: «Наша литература так бедна, что я из нее ничего не могу заимствовать». Тем не менее, основной корпус его поэзии состоит из 72 заимствований — у Жуковского, Батюшкова, Пушкина, иностранцев.
Поэтому все мои размышления будут именно в этом направлении .
Моему старшему сыну в данный момент 15 лет. Пока он не нашёл увлечение, которое поглотило его и до сих пор не отпускает, на любое моё предложение сделать что-то интересное, он именно с тем же подтекстом, как и Лермонтов, отвечал, что ему скучно и неинтересно. Что всё он уже видел и знает.
Между тем временем и нынешним прошло немало лет, а подростки испытывают всё ту же скуку от однообразия бытия и от того, что ничто новое не появляется на горизонте и не тревожит их умы, не будоражит сердце. И да, возможно это некоторая ленность, но я всё же думаю, что временнАя пропасть хоть и велика, а всё же нас терзает то же, что и тогда - однообразие жизни, отсутствие перспектив, предвкушения, ожидание новизны и так далее.
При этом образ жизни совершенно разный. Про декорации вообще промолчу. А мысли нынешнего поколения (да и предыдущих наверняка) часто схожи, если вдруг не нашлось дело "всей жизни".
Я к чему это словоблудие развела? К тому, что классика не устарела:) Что условия жизни да, изменились - прогресс и всё такое. Но внутренний мир человека зиждется на тех же ценностях, что и раньше. Кто-то пускается во все тяжкие, а кто-то пашет словно коняга, кто-то становится диванным экспертом, а кто-то погружается в изучение себя и самосовершенствование.
Вспоминаю своего покойного виртуального друга Серёжку, как мы хихикали, когда в одной из бесед в вк кто-то ему написал, мол Пушкина в 14 лет уже по борделям водили. На что Сергей написал (цитирую не дословно): "Обалдеть! Я в этом возрасте ещё в машинки играл!":)) Так и хочется сказать словами Цицерона: "О времена, о нравы!.."
Сейчас воспитание юного поколения разительно отличается от лермонтовского и пушкинского. Тем не менее набор предметов для обучения у них был довольно внушительный (речь сейчас не о простых крестьянах). В наше время также дисциплин хватает, но это не значит, что все они преподаются на том уровне, когда юные умы можно заинтересовать и увлечь.
Вот и маются великовозрастные детишки от скуки, изобретая себе развлечения. Тогда это был кутёж и дуэли, сейчас всё тот же кутёж и кулачные состязания. А ещё погружение в виртуальную жизнь при наличии подходящего гаджета. У всех натуры деятельные, но чем-то полезным для себя и для общества увлечься не удалось.
Конечно, я беру лишь частные крайности и утрирую. Но вкратце изложила те мысли, которые появились при прослушивании книги "Родная речь. Уроки изящной словесности" Петра Вайля и Александра Гениса, главы "Восхождение к прозе. Лермонтов".
Вообще книга написана таким живым и лёгким языком (несмотря на присутствие терминологии литературных критиков), что слушается на одном дыхании. Погружаться в повествование довольно легко. Но на работе периодически требуют моего внимания (чуть не написала отвлекают от прослушивания книг:))), поэтому приходится некоторые главы прослушивать не один раз, чтобы усвоить цельным куском.
Вот читаете сейчас и думаете - "нормальные люди на работе работают, а эта аудиокниги слушает, ещё и возмущается, что отвлекают":)
На самом деле всё просто. Я работаю в данный момент рыбоводом, нахожусь бОльшую часть времени в цеху в темноте, с налобным фонариком, среди шума двигателей и тонн циркулирующей воды. Так что наушники слегка подавляют шум, аудиокниги разбавляют монотонную работу. Только и всего. Также, как когда-то швеёй-мотористкой я слушала сидя за швейной машиной аудиокниги. Поэтому и совмещаю приятное с полезным.
Так как аудиокнигу слушаю дозированно (а то и переслушиваю), то ещё будут впереди размышления на вольную тему, подкинутые Петром и Александром. Читали эту книгу? Что скажете?
Я недавно решила реанимировать свой телеграм, поэтому добавлю на него ссылку в описание своего канала. А сейчас в тему статьи хочу порекомендовать заглянуть в Залипательную психологию, где можно поразмышлять не только на околокнижные темы.
Благо дарю за внимание.
Околокнижные размышлизмы: