15 сентября в США впервые за многие десятилетия, если говорить о таких масштабах, началась забастовка работников сразу нескольких автомобильных заводов. Далее акция постепенно разростается, к ней присоединяются все больше подразделений. Почему бастуют американцы, чего они хотят, как на это реагируют работодатели и власти - все самое важное расскажу далее.
Отличительной особенностью американской модели управления бизнесом является широко развитое профсоюзное движение. Причем профсоюзы являются не структурными подразделениями компаний (как это, например, происходит в японской модели или в России, СССР), а именно обособленными независимыми подразделениями, которые борются за соблюдения прав работников. Подробно объяснял, как это работает, в отдельной статье:
И вот, среди прочих, есть в США профсоюз под названием «Объединенные рабочие автомобильной промышленности» (UAW), который является одним из крупнейших и старейших профсоюзов в стране. Исходя из названия, понятно, что он призван защищать интересы работников автопрома.
Какое-то время этот профсоюз вел переговоры с руководством трех крупнейших автопромышленных предприятий США: Ford, General Motors и Stellantis, требуя повышения зарплат и улучшения целого ряда социальных условий для работников. Переговоры зашли в тупик, и UAW поставили ультиматум: если их требования не будут исполнены до 15 сентября, то начнется забастовка. Требования не были исполнены и забастовка началась.
Сначала она охватила только три не самых системообразующих завода, выпускающих менее популярные марки автомобилей. 15 сентября приостановили работу около 13 тысяч работников, при том что общее количество работников американского автопрома - членов профсоюза UAW - насчитывается в районе 150 тысяч.
Теперь немного отвлечемся на то, что конкретно требует профсоюз и, соответственно, бастующие работники.
Главное требование - увеличение зарплаты на 36%! Но сразу - только на 20%, а остальное - еще частями на протяжении 4 лет. И самое интересное, что профсоюзу в процессе переговоров удалось договориться о повышении зарплаты на 20%, но это все равно считают недостаточным и требуют 36% за 4 года, иначе - забастовка.
Такое требование аргументируют тем, что за определенный период стоимость автомобилей, выпускаемых предприятиями, выросла, в среднем, на 30%. А зарплату работникам за этот же период повысили только на 6%. Профсоюзы утверждают, что рост зарплаты должен быть соизмерим с ростом стоимости выпускаемой продукции.
Владельцы предприятий апеллируют, что это невозможно, поскольку рост стоимости вызван преимущественно повышением других, "нетрудовых" расходов, а стоимость труда работников составляет лишь 5% себестомости авто, но профсоюз непоколебим и стоит на своем.
И здесь у работников есть контраргумент: зарплата именно руководства компаний за этот же период выросла на 40%, и они требуют аналогичного роста собственных выплат. Кроме того, 66 млрд долларов прибыли компаний было выплачено акционерам в виде дивидендов или использовано для обратного выкупа акций - работники считают, что частью прибыли владельцы должны были поделиться и с ними в виде роста зарплат. А еще в реальном выражении (за минусом инфляции), как подсчитали в профсоюзе, почасовая зарплата работников с 2008 года сократилась на 19,3%.
Помимо роста зарплаты, есть и другие требования работников автопрома - это повышение уровня пенсионного обеспечения, рост социальных гарантий, в т.ч. удлиннение отпусков и много чего еще "по мелочи".
Вернемся к забастовке. Уже тогда, по подсчетам аналитиков, остановка производства на первых трех заводах привела к сокращению выпуска автомобилей примерно на 24 тысячи штук в неделю. В денежном выражении потери компаний оценили в 100-125 млн долларов в неделю.
Владельцы заводов приостановили начисление зарплаты бастующим сотрудникам, но профсоюз был готов к этому и накопил "забастовочный фонд" в размере 825 млн долларов. Каждому бастующему сотруднику он теперь выплачивает из этого фонда 500 долларов в неделю, таким образом, с голоду они не умрут, и на удовлетворение минимальных потребностей хватит.
В целом, фонда ориентировочно хватит, чтобы финансировать таким образом забастовку всех членов профсоюза (150 тыс человек) 3 месяца. То есть, надолго.
Но все это было только начало. С тех пор количество бастующих уже дважды увеличилось.
Спустя неделю, с 22 сентября их число выросло до 18,3 тыс человек, и теперь это работники уже 38 автозаводов (изначально - бастовали только 3).
Однако, вот что важно: с этого момента забастовка на заводах Ford прекратилась, поскольку с руководством этой компании профсоюз достиг большого ряда договоренностей:
...в том числе по системе уровней зарплат, возвращению индексирования зарплаты в связи с ростом стоимости жизни и по улучшению формулы участия в прибылях компании. Кроме того, профсоюз добился права бастовать по поводу закрытия заводов в течение срока действия достигнутых договоренностей. В Ford Motor отметили, что компания «активно работает над заключением соглашения с UAW», но пока «еще остаются значительные пробелы по ключевым экономическим вопросам, которые нужно закрыть».
То есть, осталось теперь оформить все эти договоренности юридически. Можно констатировать, что работники этого предприятия добились своего.
На двух других предприятиях - Stellantis и General Motors забастовка, наоборот, расширилась и с этого момента охватила 38 заводов в 20 штатах. Требования бастующих остались теми же.
По последним данным от 28 сентября, договоренности так и достигнуты, и забастовка может расшириться далее, охватив заводы по производству внедорожников и пикапов (а это самые популярные, основополагающие структурные подразделения, т.к. именно эти марки авто пользуются максимальным спросом).
Также есть информация из американских СМИ, что число бастующих выросло уже до 25 тысяч человек.
По данным Oxford Economics, забастовка может вызвать рост цен на автомобили, привести к экономическим потерям автопроизводителей в размере 5,6 млрд долларов а год, а также сократить ВВП США на 0,3%. То есть, это очень значимое для экономики явление.
Интересный момент заключается в том, а как на все это реагируют американские власти? Угрожают бастующим? Разгоняют пикеты? Вы удивитесь, но они приняли позицию работников и призывают руководителей автоконцернов к конструктивным переговорам.
А лично американский президент Джо Байден внес в свой рабочий график участие в пикете бастующих в штате Мичиган.
Там конкретно было сказано:
...присоединится к пикету, чтобы поддержать работников автопрома из числа мужчин и женщин, борющихся за справедливую долю благ, которые они сами помогли создать...
Вот за таким масштабным и довольно редким (для таких масштабов) явлением мы сейчас наблюдаем. Выводов можно сделать очень много.
Например, о том, как полезны независимые профсоюзы и вообще организации, которые реально способны отстаивать права работников. Даже такими радикальными методами, главное - результат (по работникам Ford мы видим, что он уже есть).
Также о том, что простой рядовой работник вполне может право голоса в крупнейшей корпорации, и может требовать справедливости от руководства, отстаивая свою позицию даже в такой стране как США, где работников традиционно считают бесправными (система американского менеджмента действительно предполагает минимальные права и соцгарантии для работников).
Ну и о том, что власти очень даже могут находиться на стороне народа в демократической стране.
Как бы вот. Посмотрим, чем это все закончится.
Дзен не показывает все публикации в ленте даже подписчикам. Чтобы читать все мои статьи - заходите непосредственно в канал.
Ваш лайк и подписка - это необходимая поддержка каналу!