Найти тему
БиблиоЮлия

Что слушать: Оксана Васякина читает "Розу"

Третий роман из цикла автобиографической прозы О. Васякиной в жанре автофикшн я решила не читать, а слушать в исполнении автора. Мне захотелось ощутить интонацию и акценты самой писательницы, услышать её текст как бы изнутри – так, как она сама его воспринимает. И считаю, что эксперимент удался!

Роза
Автор:
Оксана Васякина

Возрастное ограничение:18+
Жанр:
роман
Дата написания:
2023
Дата выхода:
2023

Длительность: 5:39:05
Исполнитель:
Оксана Васякина
Правообладатель:
ООО "Вимбо"

О чём?

Оксана продолжает исследовать себя через свою родственницу – сестру матери, с которой она росла и была довольно близка в силу сложившихся обстоятельств. Опосредованно в повествование включается и мать писательницы, и её бабка, и племянница, т.е. вся женская часть семьи. В этом смысле роман перекликается с первой частью трилогии, посвящённой матери писательницы, под названием "Рана", но несколько расширяет его рамки.

«Иногда я спрашиваю у себя, почему для письма мне нужна фигура извне: мать, отец, Светлана. Почему я не могу написать о себе? Потому что я – это основа отражающей поверхности зеркала. Металлическое напыление. Можно долго всматриваться в изнаночную сторону зеркала и ничего не увидеть, кроме мелкой поблескивающей пыли. Я отражаю реальность».

Светлана, сестра матери, ни разу не называется тёткой, она рассматривается автором скорее как ровесница и старшая подруга. Смертельная болезнь заставляет посмотреть на её жизнь как на череду событий, ведущих Светлану к ранней смерти, и этот путь нарисован с удивительным вниманием к деталям.

Параллельно автор размышляет и о своей депрессии, её причинах и течении. Вообще все женщины семьи умирают не от старости, а от неизлечимых болезней. Почему это так? Какая червоточина заключена в их телах или душах? Что гнетёт их?

Ответы на эти вопросы Оксана будет искать даже у шаманки в Казахстане, но найдёт через своё письмо.

-2

Что понравилось?

"Но бывают и другие сны — я стою на обочине дороги и рассматриваю клейкие молодые листочки осин. В этих снах нет людей и животных, есть мой взгляд, обращенный к земле, на которой я повзрослела. Это сибирская тайга и каменные, поросшие крепкими соснами скалы на берегу Ангары.
Я не знаю, что вызывает слезы в этих снах, наверное, горькое сожаление. Я давно не была на этой земле. Я не знаю, где граница моей земли. Ее образ медленно поворачивается внутри меня и с каждым новым оборотом приходит во сне. Слезы от этих снов холодные, и, кажется, они холоднее росы»

Я люблю стиль Оксаны. В третьей книге язык становится чуть менее поэтичным, но более глубоким. Оксана пытается осмыслить действительность не только через воспоминания и фотографии, но и через искусство – картины, изображающие женщин, больных чахоткой.

Героиня одной из картин держит в руках розу. Что это – цветовой символ кровохаркания или свидетельство бренности существования? В послесловии Оксана расскажет, почему назвала роман именно так – "Розой".

Очень интересно она говорит о своём "лесном кабинете", в котором книга создавалась. Каждый роман требовал своего места написания и работа не шла, пока оно не было найдено. Недавно я прочитала, что такой вот кабинет был и у Пришвина. Вы знали?

Удивительно, но описание семейного быта и традиций в её семье действительно интересно: каждую деталь Оксана рассматривает с точки зрения, почему у них так было заведено, что стояло за тем или иным обычным действием, вплоть до рубки окорочков на балконе и семейных застолий.

Такое внимание к мелочам заставляет и нас задуматься о своих привычках и будничных действиях, ведь любое наше "удобство" строится на индивидуальной психологии. В результате, как это было и с прошлыми книгами серии, автор побуждает нас пристальнее вглядеться в самих себя.

-3

Что не так?

Романы Оксаны быстро заканчиваются – вот только входишь во вкус, а уже всё. Это недостаток или отличительная черта? В каждом из них есть некая недоговорённость, неудовлетворённость, недосказанность.

Надо упомянуть и то, что в романе, кроме обсценной лексики, есть ещё и предельно откровенные физиологические описания, которые могут вызывать отторжение и неприятие. На самом деле, эта неприкрытая искренность, граничащая с непристойностью, свойственна всей прозе Васякиной и жанру автофикшна в целом. Но, как правильно заметил Казимир Малевич:

"В искусстве нужна истина, но не искренность".

Хорошо, что "новая искренность", к которой можно отнести романы Оксаны, в её третьем романе превращается в поиск корней. Удивительно, но этот роман оказывается наиболее традиционным и наименее провокативным, но при этом не менее честным и откровенным. Может быть, всё дело в том, что Оксана не уехала из России, а осталась со своей страной, объяснив это почти по-ахматовски:

«Я продукт эпохи и этой политики. Я стараюсь им сопротивляться и анализировать их, мой инструмент — литература. Я не представляю себя вне России. Это мой долг — думать и писать здесь, жить жизнью этой страны».

А вы уже прочитали роман?

Рецензии на предыдущии книги:

Другие рецензии на русскую литературу собраны у меня в подборку

Не стесняйтесь, делитесь своим впечатлением и подписывайтесь на канал! У меня ещё есть совсем маленькие камерные ТГ и ВК, если вам удобнее общаться там.