Почти до конца Второй мировой войны все воевавшие страны имели на вооружении лишь два вида патронов для стрелкового оружия: пистолетные с небольшим метательным зарядом в короткой гильзе и винтовочные, которые использовали также и для пулеметов. Мощное и тяжелое автоматическое оружие было совершенно не приспособлено для хождения в атаки, поэтому для пехотинцев были созданы легкие и удобные пистолеты-пулеметы под пистолетный патрон.
В СССР это были ППШ-41 и более поздний ППС (пистолеты-пулеметы Шпагина и Судаева), у немцев - MP-40, в США - «Томпсон» M1928. Это автоматическое оружие давало высокую плотность огня, но было эффективно лишь на небольшом расстоянии, так что, например, отбивать наступление противника с ним было неудобно - гораздо лучше для этой цели подходили точные и дальнобойные винтовки.
Тем не менее идея о том, что винтовочный патрон под ручное автоматическое оружие излишне мощный, а пистолетный, напротив, слишком слабый, пришла в головы конструкторов-оружейников ещё задолго даже до начала Второй мировой войны.
В частности, российский инженер Владимир Федоров, создатель одноименного автомата, высказал идею о необходимости наличия промежуточного патрона ещё в 1916 году. Но тогда, в ходе разработки уникального, но так и не получившего у нас широкого распространения автоматического оружия, он обошелся японским патроном калибра 6.5 мм от винтовки «Арисака».
Впервые же работы по созданию настоящего промежуточного патрона были начаты в Германии в 1935 году. У нас в стране с этой разработкой припозднились, начав собственные исследования лишь в 1943 году после изучения захваченного немецкого автоматического карабина MKb.42(H), как раз использовавшего промежуточный патрон 7.92х33 мм.
Причин, почему мы так запоздали с разработкой, достаточно много, но основная из них вполне традиционна: генералитет опасался, что при стрельбе из автоматического оружия боец без пользы израсходует гораздо большее количество патронов, чем при использовании обычной магазинной винтовки.
К тому же в 30-е годы типовыми целями для пехоты были лёгкая бронетехника и самолеты. До войны пехотные отделения даже отрабатывали специальные упражнения вроде залповой стрельбы из положения лежа по атакующему самолёту. Промежуточный патрон для этого, очевидно, был слабоват. Другое дело, что уже в ходе Второй мировой войны стрельба из винтовок по защищенной как минимум противопульной броней технике стала анахронизмом.