Найти тему
История России

8 марта 1814 года. Неприятели в нетерпении и готовы к Генеральному сражению. Но неожиданно происходит то, чего не ожидал никто.

В предыдущей статье мы с вами рассмотрели события 8 марта 1814 года, когда генерал Вреде решает обхитрить французов, выманивая их на открытую равнину и приглашая на бой. Что же предпримут французы?

И мы с вами продолжаем внимательно следить за развитием событий.

*

Случайное изображение. Источник: Яндекс.Картинки
Случайное изображение. Источник: Яндекс.Картинки

*

Итак, на дворе у нас 8 марта 1814 года. В городе Арси на Оби у нас концентрируются французы и во главе их сам Наполеон. Восточнее, в 2 километрах выстроился австро-баварский корпус генерала Вреде.
К полудню на господствующую высоту в 8 километрах юго-восточнее
Арси взошёл сам Император Александр Павлович и король Пруссии Фридрих-Вильгельм. Командующий армией фельдмаршал Карл Шварценберг ожидает Государя.

Императора так же встретили: командующий русскими войсками во Франции Барклай-де-Толли и полномочный представитель русских войск при Генеральном штабе союзной армии Толь Карл Фёдорович. Александр Павлович тепло поприветствовал присутствующих и уединился с Барклаем и Толем.

— Доложите обстановку, — обратился Александр Павлович к Толю.

Наполеон остановился у Планси и дал нам целые сутки собрать армию между Труа и Пужи. Это дало нам преимущество. Теперь мы, пользуясь нашим превосходством, можем решительно ударить первыми. У Наполеона в тылу болотистая река, он стеснён в манёврах, мы же располагаемся на господствующих высотах, мы совершенно свободны в своих действиях.

Александр Павлович обратился к Барклаю-де-Толли:

— По моему разумению, Наполеон будет пытаться измотать нас здесь пустыми манёврами. Основной удар он нанесёт не здесь, но по нашим тылам у Бриенны.

Государь приказал Барклаю-де-Толли ускорить движение резервов из России. Просил не останавливать их, а быстро вливать в действующую армию и продолжать наступление.

*

Что касается хитрости генерала Вреде, то мы можем заключить, что она не удалась. Наполеон не клюнул и не атаковал.

Между тем на равнине начали появляться союзные корпуса: 6-й русский корпус Раевского Николая Николаевича, 4-й германский корпус наследного принца виртембергского, 3-й австрийский корпус генерала Гиулая.

Итак, 8 марта 1814 года к двум часам пополудни все союзные войска выстроились и приготовились к сражению. Наполеон удобно устроился на холме, попивает кофе и наблюдает в свою любимую подзорную трубу за построением неприятеля. Но вот он, наконец, отдаёт приказ выдвигать вперёд свои войска и начинать сражение при Арси на Оби, которое войдёт в историю как одно из величайших в истории.

Идут... Под барабанный бой идут солдатики. Как с картинки. Не спеша идут. Строятся ровненько, разворачиваются в линии. Лепота.

Как только союзники заметили, что Наполеон развёртывает войска, Шварценберг отдал приказ атаковать...

Первыми вдарили казаки генерала Кайсарова аккурат в правый фланг французской дивизии Кольбера. Одновременно по этой же французской дивизии ударили два эскадрона австрийских гусар. Налёт казаков и гусар на артиллерийские позиции французов стал столь стремителен, что французские артиллеристы, не успев сделать ни единого выстрела, побежали прочь. Атакующие захватили четыре орудия, причём три из них захватили казаки.

Французский маршал Мишель Ней, видя всё это, бросает в бой левое крыло дивизии на выручку правого. Однако в этот момент совершенно неожиданно по ним заработала союзная артиллерия, выкашивая ряды французов добрыми горстями ядрёной картечи. Ох, что тут началось, вы только взгляните на это! Французы, обезумев от крови и потерь, бросились бежать назад. А сзади как раз в это самое время подошла к месту боя дивизия Эксельмана. Бегущие своей массой совершенно расстроили дивизию. Пехотинцы Эксельмана первоначально стояли, стараясь пропускать бегущих между своих рядов. Остановить бегущую обезумевшую толпу никто не решается. Офицеры надрывают глотки, орут, что есть мочи, чтобы стояли «как кремень», «как монолит», чтобы ни один не дрогнул. Но куда там. Кто-то из солдат выкрикнул фразу типа:

— Кажись хана нам, нужно спасаться, братцы!

Кто-то подхватил, нагнетая ужаса:

— Казаки всех порубают без остатка! Они живых не берут, вот те крест!

И вот сначала один, за ним второй побежал, за ними третий, четвёртый. И вот вся дивизия бросилась в бегство. Это очень лютое зрелище, когда несколько тысяч человек обуревает жуткий страх. Инстинкт самосохранения берёт вверх и люди в панике пытаются спасти свои жизни. И не просто группа людей, а огромная толпа. Сотни и сотни людей, тысячи. Это очень жутко.

Глядя на пехоту, бросилась в бегство французская кавалерия. Ой-ой-ой, что творится-то, боже мой. Все несутся назад в город Арси, надеясь там найти спасение. Многие, возможно, не струсили, но «стадный эффект» берёт вверх. Раз все бегут, нужно и самим бежать. Не оставаться же, в самом деле, на поле боя в одиночку в такой ситуации. А там в городе, глядишь, перегруппируемся, «придём в себя» и продолжим бой. Вот и бегут. Почти вся наполеоновская армия побежала.

Наполеон, находясь на своём наблюдательном месте на вершине холма, не может поверить своим глазам. Он аж встал, прильнул левым глазом к подзорной трубе. По сути дела, сражение только-только началось, а вся армия уже побежала. Вот это поворот! Такого развития событий ни он, ни офицеры его штаба, не ожидали увидеть даже в страшных снах. Такого не было никогда за всю военную карьеру Наполеона, чтобы почти вся его армия побежала в самом начале сражения. Офицеры в панике, не знают что делать. Некоторые стоят и тупо смотрят на императора. Мол, ответственность вся на нём, мы всего лишь исполняем приказ.

Наполеон вскочил на коня, оголил саблю, поднял её высоко над головой... и бросился навстречу своим бегущим солдатам.

Солдаты, достигнув императора остановились, не посмев бежать мимо него. Наполеон, верхом на коне и с саблей наголо над головой, воскликнул:

— Посмотрим, кто из вас осмелится перейти прежде меня!

Никто не осмелился. Все стоят как вкопанные, завороженно смотрят на своего императора, словно «бандер-логи» на «Каа».

Да! Такого развития событий, наверное, не ожидал никто. Что будет дальше, мы узнаем с вами, дорогие мои товарищи, в следующих статьях, а на сегодня заканчиваем...

>А вот и следующая статья<, дорогие товарищи.