Найти тему

Угадай станцию – полностью изменившаяся

Оглавление
Более 40 станций Московского метро являются объектами культурного наследия. Станции метрополитена должны были стать элементами подземного города, продолжением городских улиц и площадей под землей. Эти станции открыты в период с 1935 года по конец 1950-х годов.
Название станции – в первом комментарии после статьи.

Эта станция открыта в составе первой очереди метро 15 мая 1935 года.

Первым архитектором станции был Н.А. Ладовский, авторы наземного павильона архитекторы Д.Ф. Фридман и И.И. Ловейко. Станцию перестроили до неузнаваемости: Н. А. Алёшина, А. Ф. Стрелков.

Сегодня это пилонная трехсводчатая станция глубокого заложения (32,5 м), какой и должна была быть по первоначальному проекту. Но уже при строительстве этой станции возникли трудности, участок стал аварийным.

Гидрогеологические проблемы

В вертикальном разрезе грунт в районе станции выглядел так: сразу под мостовой 3 м насыпных песков, культурный слой; ниже 3 м коричневых моренных глин; далее слой плывунов мощностью до 12 м; за плывунами черная, как уголь, юрская глина мощностью до 7 м. Водоносный слой не был выявлен в ходе изыскательских работ, он был обнаружен уже в ходе строительства. Оказалось, что глины сохраняют естественные механические свойства в течение примерно пяти суток, а затем резко теряют прочность. Была изменена техника проходки: пройдя два метра выработки, следовало прекратить дальнейшую проходку и бетонировать пройденный отрезок. Строители предлагали обойти сложный участок, но им в этом было отказано. Пришлось изменить проект: вместо пилонной трехсводчатой было решено построить двухсводчатую станцию без центрального зала, на три метра ниже первоначально выбранной отметки.

Была проведена реконструкция построенного участка, чтоб опустить лоток на необходимую отметку. Следы этого решения остались в виде "ступеньки" сопряжения подковообразного тоннеля и нормального :

Наземный павильон

При открытии станция имела только один наземный павильон, встроенный в дом, построенный еще в XIX веке. Фасад был полностью перестроен. Вход и выход на станцию оформлен двумя огромными арочными порталами, их форма предполагала подсвечивание арок отраженным светом.

Фото 1935 года
Фото 1935 года

По проекту вход в метро должны были украшать три скульптурные группы. Сделать их к открытию не успели. В 1939 году художник Антон Лавинский (тот самый, который создал два больших горельефа для Центральной тяговой подстанции Московского метрополитена, ул. Б. Никитская, 7/10) выполнил скульптурную композицию из бетона «Метростроевцы». Она была установлена между входными арками станции. К сожалению, до нашего времени она не сохранилась, была демонтирована в середине 1960-х.

Пройдем к эскалаторам и посмотрим, как все выглядело при открытии станции, используя фотографии 1935 года:

А теперь пройдемся тем же маршрутом сегодня (сегодня это вход 10 станции). Фотографии сделаны в декабре 2023 года:

В 2008 году наземный вестибюль станции был закрыт на реставрацию. Открыли его только в 2014 году.

Наземный павильон после реставрации. Фото из открытых источников
Наземный павильон после реставрации. Фото из открытых источников

Нам все время говорят, что реставрация объектов, являющихся культурным наследием, предполагает точное воспроизведение в том числе и его цветовой гаммы. Может у меня проблемы с восприятием цвета, или у них? Даже на черно-белой фотографии видно, что стена, порталы и человечки одного светлого цвета, причем не белого.

И немного фото наземного павильона в разное время:

Перронный зал

Станция была открыта без центрального зала, только небольшой аванзал длиной 28 метров, с двумя проходами с каждой стороны на перрон. После открытия в торце аванзала был установлен бюст того, чьим именем первоначально была названа станция.

Ладовский, единственный из всех архитекторов первой очереди, позволил себе создать станцию в духе авангарда. Его оформление перронных залов не маскировало тоннель, а, напротив, подчеркивало его. Свод тоннеля ритмически делится на отдельные звенья с разными интервалами нарушая монотонность свода:

На полу, как и у всех первых станций, уложен асфальт и белая плитка.

По проекту на путевой стене станции должны были быть установлены скульптуры:

И скамейки были...
И скамейки были...

Путевая стена была облицована мелкой шестиугольной плиткой, цоколь и верхняя часть стен были выложены белой и светло-коричневой квадратной плиткой. Освещение перронных залов обеспечивалось при помощи квадратных светильников и двухрожковых бра:

-11

Первое, чего лишилась станция - оригинальные светильники, которые были заменены в середине 1940-х годах на обычные шарообразные на подвесе:

На стене остались еще карнизы, на которые крепили квадратные светильники
На стене остались еще карнизы, на которые крепили квадратные светильники

В 1968 году на станции был открыт второй выход, ведущий в длинный подземный переход, проходящий под всей площадью. Сегодня у станции 10 выходов.

К сожалению, в середине 1970-х годов станция реконструируется: открыт центральный зал, построен переход на пересекающуюся линию. От проекта Ладовского практически ничего не осталось.

Правда, в своем интервью архитектор Н. Алешина (проектировала соседнюю пересадочную станцию) признавалась, что, при всем уважении к Ладовскому, его отделку пришлось полностью снять беломраморные «кольца» не совпадали с расположением новых проемов, а последнее было жестко задано технологическими причинами.

Можно посмотреть современную визуализацию первоначального вида станции, созданную Виталием Храповым:

Сегодня в облике станции практически ничего не напоминает станции первой очереди метро:

Несколько фактов

На станции планировались революционные для того времени решения светящиеся надписи и световые цветные линии на стенах, которые бы указывали пассажирам направление к выходу на платформы или на улицу. Но этим планам Николая Ладовского не суждено было осуществиться.

Мраморный бюст со станции сначала был перенесен ближе к эскалаторам, а потом перевезен в Народный музей Московского метро, основанный в 1967 году бывшими сотрудниками метро и первой женщиной – машинистом Зинаидой Троцкой. Музей до 2016 года находился на станции метро «Спортивная». Интересно, а где бюст?

Самым трагическим днем в истории станции стало 29 марта 2010 года. В 7:57 утра на станции произошел взрыв, в результате которого десятки людей получили раны разной степени тяжести и 24 человека погибли.

После всех сравнений из серии было-стало у меня возник вопрос: а что здесь является объектом культурного наследия?

Спасибо, что дочитали. Если вам понравилось, ставьте лайки, пишите комментарии — это очень важно для меня.

О других станциях метро читайте здесь.

До скорой встречи!

ИСТОЧНИКИ
Как мы строили метро – М.: История фабрик и заводов, 1935
Колли Н. Я. Архитектура московского метро. Сборник "Архитектура Московского метро" под общей редакцией архитектора Н.Я. Колли и архитектора С.М. Кравец. – М, Издательство Всесоюзной Академии Архитектуры, 1936
Мир
метро.
Попов А. russos. Станция «Лубянка» - исторические артефакты
Что не так со станцией «
Лубянка»?
Художник Антон Лавинский. Сайт Наше метро. Общество коллекционеров.