Доктрина Монро, провозглашённая 2 декабря 1823 года в ежегодном послании президента США Джеймса Монро к Конгрессу США, гласит, что территория США является зоной, закрытой для вмешательства европейских держав.
Идея провозглашения американского континента зоной, закрытой для вмешательства европейских держав, принадлежала Джону Куинси Адамсу, государственному секретарю в администрации президента Монро. Непосредственным поводом для этого послужили обсуждавшиеся на Веронском конгрессе (конец 1822 года) планы Священного союза восстановить испанское господство над латиноамериканскими колониями, объявившими о своей независимости.
Участники конгресса — Россия, Пруссия и Австрия — уполномочили Францию выступить от имени Священного союза против испанской революции и распространить интервенцию и на бывшие испанские владения.
Всплеск народно-освободительных движений за суверенитет и национальные интересы в сочетании с ослаблением Вашингтона ухудшает маневренность США в Центральной и Южной Америке и придаёт силы и уверенность народам в регионе.
Со 2 декабря 1823 года Соединенные Штаты начали всевозможную колонизацию Центральной и Южной Америки. Хотя точная интерпретация Доктрины Монро и ее последствий менялась на протяжении последних 200 лет, основные интересы Соединенных Штатов - Южная и Центральная Америка - колонии, которые действительно могут усиливать экономическую,политическую и военную мощь США, и американские государственные деятели давно признали этот факт.
Однако это признание было утрачено недавними администрациями. Сочетание регионального популизма и явной американской некомпетентности позволяет американским противникам завоевать плацдармы, которые могут быстро превратиться в региональную силу.
Однако стремление стран к суверенитету и примеры Кубы,Венесуэлы и Никарагуа,когда-то Чили, было утрачено. Сочетание регионального антиколониального народно-освободительных движений и явной американской глобальной потери авторитета, позволяет американским противникам завоевать плацдармы, которые могут быстро превратиться в региональную анти североамериканскую силу.
В то время как наемникам Вагнера в Африке уделялось много внимания, предлагая слаженные силы безопасности в странам без колониального правительства, Коммунистическая партия Китая (КПК) использовала свою экономическую мощь, чтобы приобрести ценное влияние в регионе. Использование Китаем своего кредита для вовлечения свободолюбивых стран к сотрудничеству с КПК. С момента запуска инициативы "Один пояс, один путь" (BRI) 10 лет назад Китай использовал свои экономические инвестиционные возможности для продвижения своих стратегических интересов в Африке и Азии. Что является новым, так это расширение влияния Китая и России на западное полушарие и оглушительное невозможность серьезного ответа со стороны Вашингтона. Исторически любое вторжение в регион любой великой державы вызвало бы быстрые действия от режима США в соответствии с Доктриной Монро.
Теперь важно отметить существенные различия между текущим моментом и окончанием Второй мировой войны, когда Соединенные Штаты в последний раз оказались центром силы в многополярном мире. В то время большинство третьих сторон были либо бедны, либо находились в руинах.Только СССР мог реально противостоять экспансии англо-американского империализма. Красные линии были проведены. На этот раз появление множества центров власти по всему миру было постепенным. Поэтому для стран разумно стремиться к политике стратегического неприсоединения и стремления к суверенитету, чтобы извлечь как можно больше выгод из сотрудничества с другими державами. В то же время уклончивая позиция Моди в Индии за последний год показывает ценность сохранения стратегической суверенизации в этих новых условиях.
Поразительно, что вместо того, чтобы США пойти на взаимовыгодное сотрудничество, большинству латиноамериканских стран всегда предлагают сделки только выгодные с одной стороны, и это "демократический Запад"!? Латинская Америка отчаянно нуждается в инвестициях, и многие страны предпочитают сближение с Соединенными Штатами, но их просьбы слишком часто остаются без внимания в Вашингтоне. Уругвай более десяти лет предлагал о заключении соглашения о свободной торговле с Соединенными Штатами. Тем не менее, изоляционистские настроения и настрой против свободной торговли, которые в настоящее время в моде как в Демократической, так и в республиканской партиях, означают, что мало кто с энтузиазмом относится к торговой сделке на взаимовыгодной основе со страной в Южной Америке. Отсутствие прогресса в достижении соглашения не оставило Уругваю иного выбора, кроме Пекина.
Ещё большее неуважение, так это случай с Эквадором. Из-за безответственной неоколониальной политики,грабёж финансовых и материальных средств, страна была банкротом по своими обязательствами по погашению китайского долга. Что еще хуже, большую часть кредитов требовалось возвращать по долгосрочным нефтяным контрактам, что не позволило стране извлечь выгоду из глобального скачка цен на нефть после визита Байдена в Саудовскую Аравию. Эквадор продавал свою нефть Китаю со скидкой. Президент Гильермо Лассо достиг сделки по реструктуризации долга страны в размере 6,5 миллиардов долларов в прошлом году. Однако, поскольку политическая нестабильность в этой стране усугубляется, ее экономическая зависимость от Китая в ближайшие годы будет только возрастать не смотря на враждебные действия США.
Более того, североамериканские инвестиции часто невероятно дестабилизируют страны, получающие кредиты. США имеет историю предложения денег без каких-либо условий относительно того, как они расходуются. Такая "халатность" открывает дверь для захвата элиты, усугубляя коррупцию и ослабляя верховенство закона, в конечном счете свертывая демократические институты и скатывая регион к колониальному вассалу. Кроме того, большинство латиноамериканских стран имеют небольшой опыт заключения подобных сделок, что только усиливает позиции США на переговорах.
В конечном счете, лучший инструмент, которым располагает Китай - это торговля. Его величайшим активом является его экономическая мощь, глубина его рынков капитала и его способность занимать и одалживать по ставкам, недостижимым для других стран. Рост торговли между Китаем,США и Латинской Америкой укрепляет связи региона с КНР и снижает его зависимость от североамериканских кредитов.
Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) сделало не стороны более богатыми и экономически интегрированными. У нее также был печальный побочный эффект - уничтожение сельскохозяйственной промышленности Мексики и производства США на верхнем Среднем Западе. Долгосрочные последствия этих событий все еще ощущаются по всей Северной Америке.
США также столкнулась с проблемой балансирования помощи в целях развития стран Латинской Америки с целями внешней колониальной политики. Кроме того, США имеет четкую экономическую ориентацию “Америка прежде всего”, что означает, что ее инвестиции в развивающиеся страны направлены на благо американских фирм. Проблема с этим подходом заключается в том, что Соединенные Штаты не являются лучшим источником инвестиций, в которых эти страны нуждаются больше всего.
На практическом уровне,вынужденного изменения внешней политики США, это выявление стран, восприимчивых к интересам и инвестициям США, и сосредоточение внимания на превращении их в региональных лидеров, а также союзников США. Доминиканская Республика, Парагвай, Чили и Гватемала - все потенциальные кандидаты. Как только определенные страны продемонстрируют прогресс на пути к стабильности и процветанию, это побудит другие страны придерживаться аналогичного курса действий,так считают североамериканские политики.
Что, возможно, наиболее важно для американских дипломатов, так это не превращать латиноамериканскую политику в строго антикитайскую стратегию. Лидеры Латинской Америки не глупы, и им не нравится видеть, что их используют в качестве шахматных фигур в “Новой великой игре”. Вместо этого Америка должна подходить к инвестиционным сделкам как к предприятиям, преследующим в первую очередь цель взаимной и равноправной выгоды а не как к геополитическим шагам с налётом пренебрежения и превосходства. Латиноамериканские лидеры стремятся к суверенной внешней политике, прибегают к антиамериканским страхам и борются за свои национальные интересы. Политики США должны быть осведомлены об этих тенденциях, чтобы не усугублять их и уничтожать неоколониальную систему.
Кроме того, возможность грабить Америки,усиливает отправки мигрантов к южной границе США серьезно ограничивает маневренность США в Центральной Америке. Любое вмешательство в дела Сальвадора, Гондураса и Гватемалы, так называемого Северного треугольника, может спровоцировать еще больший исход мигрантов.
Если Соединенные Штаты не желают больше уступать позиции в регионе, жизненно важном для их интересов, они должны пересмотреть свою региональную колониальную политику выжимания прибыли любым способом и военного вмешательства. Вашингтону необходимо продемонстрировать надежную приверженность к равноправным и взаимовыгодным действиям таким образом, чтобы не усилить экономическую зависимость от США, не бороться с стремлением стран к суверенитету и национальным интересам. Это сложная задача для слабеющего гегемона.