Он принялся отвечать возразившей ему женщине, что он не прав, что на 200 деятелей культуры, поддерживающих СВО приходится 2000 не поддерживающих:
«…есть в России дюжина толстых журналов: «Новый мир», «Знамя», «Октябрь», «Нева», «НЛО» и так далее. Там обитает основная часть нашей литературы. Сказать вам по секрету, сколько публикаций было в этих журналах в поддержку спецоперации? Я отвечу, чтоб вы не искали. Ноль. ZerO. Появление подобных публикаций в этой среде априори исключено. Написавшего подобное просто выдворят из приличных литературных мест» (https://dzen.ru/a/YuPU6wCqfXz1r_X0?referrer_clid=1400&).
Это – конкретность, её, значит, можно проверять. И я бросился проверять. И он оказался прав. А я наткнулся на стихи, не поддерживающие. И решил проверить, не могу ли я о них сказать что-то плохое*.
Опубликовано в журнале Волга, номер 7, 2023
Татьяна Щербина
Сидят под камнем и нервничают,
нахохленные, одичавшие,
а какие были дрозды певчие!
Опаздывавшие. И опоздавшие.
.
Была Москва содрогнувшаяся
от взрывов. Текла слезами.
Слухи – чего только не наслушаешься,
а в Рязани сахар с глазами.
.
Все убывали последовательно,
разными способами отправленные,
расследовали расследователи,
но были вскоре отравлены.
.
А потом надоела точечность,
пуантилизм, захотелось эпического,
чтобы упрочить прочность,
порочность трагикармическую.
.
Земля стала минной, скрежещущей,
в богах только Марс обезлюдевший.
Все забегали, ищут убежище,
вход, отверстие, форточку в будущее.
.
А кукуи, под камнем засевшие,
голосят и рычат по-медвежьему,
все в округе считают их лешими,
а они себя – прежними, прежними.
июнь 2023
Могу. Судя по эзоповому языку, это произведение, рождённое целиком от ума (без подсознательного идеала, не данного сознанию автора, от чего рождаются первосортные произведения – неприкладного искусства). То есть– прикладное искусство, предназначенное тут, чтоб усилить эмоцию ненависти к своей плохой родине.
«сахар с глазами» – это, наверно, вкуснятины, сделанные из съедобного воска.
«кукуи» – тут, наверно, инородцы, в смысле иноагенты.
1-е четверостишие. – Про трусливых оппозиционеров, съеживавшиеся со страха, когда началась зачистка перед началом СВО. (Надо возвращаться к стихотворению, чтоб проверить, правильно ли я растолковал.)
2-е четверостишие. – Про нетрусливых, которых заставили замолчать репрессивные органы. Взрывы – это иносказание: персональные репрессии, объявление иноагентами. Удирали от этого из столицы в провинцию.
3-е четверостишие. – Про то, что удравших тоже вскоре достали.
4-е четверостишие. – Объявили СВО, чтоб несистемная, так называемая, оппозиционеры сама удрала за границу.
5-е четверостишие. – Про процесс этого удирания.
6-е четверостишие. – Про то, как самые смелые иноагенты остались принципиальности ради, дураки.
С герба срывается осатаневший орел,
по пню долбит офонаревший дятел,
кто-то из них на мир неподвластный зол,
кто-то просто спятил.
Я же – всенощный мраковед,
что не может найти, где включается свет.
На пути арестанта-рассвета
мрак, прописанный как диета.
Есть рассол, но я же не огурец,
а из крана течет крантец.
май 2023
«крантец» – капец.
Нормальный мир, не подвластный России, - демократия. На Украине – тоже. Россия не стерпела. Прописала ей мрак-войну. А лирическое «я» – пессимистка. Украине, считает, капец, а «я» не утешитель.
От старости зубы спилились,
и глаз потерял остроту,
усох во мне трепетный ирис,
заветрилась слава труду.
.
Но дело не в ношеной жизни,
а в том, что уходит на дно
мой мир, атлантидой отчизны,
где быть иль не быть – все равно.
.
Уехать-остаться, молчаньем,
злым рыком ли выть на луну,
жизнь стала к себе примечаньем,
всемирно уйдя на войну.
.
Захлопнулись ставни, заборы
закрыли границы, простор.
Расправы, разрывы, раздоры
и деда несносного вздор.
апрель 2023
Можно уже не разжёвывать. Читатель приобрёл навык. Всё то же: пессимизм лирического «я» из-за ухода ельцинской (демократической) России в путинскую (авторитарную).
И т.д. и т.п.
Скууучно!
Вспомнилось из «Психологии искусства» Выготского… Он открыл глаза, что басни Лессинга не художественны: в них всё ясно и «в лоб». И только Крылов, противоречиями и недопонятностью, возвысил басню до художественности.
1 октября 2023 г.
*- Графоманство.
- Нет, ну это не графоманство. Смотрите, какое рокотание в последнем четверостишии (12 р!):
захлопнулись ставни, забоРы
закРыли гРаницы, пРостоР.
РаспРавы, РазРывы, РаздоРы
и деда несносного вздоР.
Или преобладание согласных (52) над гласными (34). Как у Радищева о невозможности революции в России: ВоСВеТ РаБСТВа СВеТ ПРеТВоРи (17: 8). Или это сгущение Ы: злЫм рЫком ли вЫть на луну. Или как здорово сказано про отсутствие гражданской ответственности в виде оппозиционности: «где быть иль не быть – все равно». Эта ассоциация с отсутствием неравнодушных гамлетов. А ещё эхо парономической революции во времена перемен (в серебряный век и в хрущёвскую оттепель):
Опаздывавшие. И опоздавшие.
расследовали расследователи
… упрочить прочность,
порочность…
14.10.2023.