Найти тему
СВОЛО

Когда Прилепин прав

Он принялся отвечать возразившей ему женщине, что он не прав, что на 200 деятелей культуры, поддерживающих СВО приходится 2000 не поддерживающих:

«…есть в России дюжина толстых журналов: «Новый мир», «Знамя», «Октябрь», «Нева», «НЛО» и так далее. Там обитает основная часть нашей литературы. Сказать вам по секрету, сколько публикаций было в этих журналах в поддержку спецоперации? Я отвечу, чтоб вы не искали. Ноль. ZerO. Появление подобных публикаций в этой среде априори исключено. Написавшего подобное просто выдворят из приличных литературных мест» (https://dzen.ru/a/YuPU6wCqfXz1r_X0?referrer_clid=1400&).

Это – конкретность, её, значит, можно проверять. И я бросился проверять. И он оказался прав. А я наткнулся на стихи, не поддерживающие. И решил проверить, не могу ли я о них сказать что-то плохое*.

Опубликовано в журнале Волга, номер 7, 2023

Татьяна Щербина

Сидят под камнем и нервничают,

нахохленные, одичавшие,

а какие были дрозды певчие!

Опаздывавшие. И опоздавшие.

.

Была Москва содрогнувшаяся

от взрывов. Текла слезами.

Слухи – чего только не наслушаешься,

а в Рязани сахар с глазами.

.

Все убывали последовательно,

разными способами отправленные,

расследовали расследователи,

но были вскоре отравлены.

.

А потом надоела точечность,

пуантилизм, захотелось эпического,

чтобы упрочить прочность,

порочность трагикармическую.

.

Земля стала минной, скрежещущей,

в богах только Марс обезлюдевший.

Все забегали, ищут убежище,

вход, отверстие, форточку в будущее.

.

А кукуи, под камнем засевшие,

голосят и рычат по-медвежьему,

все в округе считают их лешими,

а они себя – прежними, прежними.

июнь 2023

Могу. Судя по эзоповому языку, это произведение, рождённое целиком от ума (без подсознательного идеала, не данного сознанию автора, от чего рождаются первосортные произведения – неприкладного искусства). То есть– прикладное искусство, предназначенное тут, чтоб усилить эмоцию ненависти к своей плохой родине.

«сахар с глазами» – это, наверно, вкуснятины, сделанные из съедобного воска.

«кукуи» – тут, наверно, инородцы, в смысле иноагенты.

1-е четверостишие. – Про трусливых оппозиционеров, съеживавшиеся со страха, когда началась зачистка перед началом СВО. (Надо возвращаться к стихотворению, чтоб проверить, правильно ли я растолковал.)

2-е четверостишие. – Про нетрусливых, которых заставили замолчать репрессивные органы. Взрывы – это иносказание: персональные репрессии, объявление иноагентами. Удирали от этого из столицы в провинцию.

3-е четверостишие. – Про то, что удравших тоже вскоре достали.

4-е четверостишие. – Объявили СВО, чтоб несистемная, так называемая, оппозиционеры сама удрала за границу.

5-е четверостишие. – Про процесс этого удирания.

6-е четверостишие. – Про то, как самые смелые иноагенты остались принципиальности ради, дураки.

С герба срывается осатаневший орел,

по пню долбит офонаревший дятел,

кто-то из них на мир неподвластный зол,

кто-то просто спятил.

Я же – всенощный мраковед,

что не может найти, где включается свет.

На пути арестанта-рассвета

мрак, прописанный как диета.

Есть рассол, но я же не огурец,

а из крана течет крантец.

май 2023

«крантец» – капец.

Нормальный мир, не подвластный России, - демократия. На Украине – тоже. Россия не стерпела. Прописала ей мрак-войну. А лирическое «я» – пессимистка. Украине, считает, капец, а «я» не утешитель.

От старости зубы спилились,

и глаз потерял остроту,

усох во мне трепетный ирис,

заветрилась слава труду.

.

Но дело не в ношеной жизни,

а в том, что уходит на дно

мой мир, атлантидой отчизны,

где быть иль не быть – все равно.

.

Уехать-остаться, молчаньем,

злым рыком ли выть на луну,

жизнь стала к себе примечаньем,

всемирно уйдя на войну.

.

Захлопнулись ставни, заборы

закрыли границы, простор.

Расправы, разрывы, раздоры

и деда несносного вздор.

апрель 2023

Можно уже не разжёвывать. Читатель приобрёл навык. Всё то же: пессимизм лирического «я» из-за ухода ельцинской (демократической) России в путинскую (авторитарную).

И т.д. и т.п.

Скууучно!

Вспомнилось из «Психологии искусства» Выготского… Он открыл глаза, что басни Лессинга не художественны: в них всё ясно и «в лоб». И только Крылов, противоречиями и недопонятностью, возвысил басню до художественности.

1 октября 2023 г.

*- Графоманство.

- Нет, ну это не графоманство. Смотрите, какое рокотание в последнем четверостишии (12 р!):

захлопнулись ставни, забоРы

закРыли гРаницы, пРостоР.

РаспРавы, РазРывы, РаздоРы

и деда несносного вздоР.

Или преобладание согласных (52) над гласными (34). Как у Радищева о невозможности революции в России: ВоСВеТ РаБСТВа СВеТ ПРеТВоРи (17: 8). Или это сгущение Ы: злЫм рЫком ли вЫть на луну. Или как здорово сказано про отсутствие гражданской ответственности в виде оппозиционности: «где быть иль не быть – все равно». Эта ассоциация с отсутствием неравнодушных гамлетов. А ещё эхо парономической революции во времена перемен (в серебряный век и в хрущёвскую оттепель):

Опаздывавшие. И опоздавшие.

расследовали расследователи

… упрочить прочность,

порочность…

14.10.2023.