Приглядимся к трейлеру блокбастера «Наполеон», который должен выйти в прокат в ноябре 2023 года. Фильм явно будет впечатляющим — и не слишком исторически достоверным, что типично для Ридли Скотта. Но, по крайней мере, режиссер, оператор и художники-постановщики явно вдохновлялись образом Наполеона в живописи XIX века.
— Кадр, на котором Наполеон смотрит на статую сфинкса, повторяет картину Жана-Леона Жерома «Бонапарт перед сфинксом» (1867-1868). Художник изобразил генерала Бонапарта во время Египетской экспедиции 1798-1801 годов. Эта провальная кампания все равно добавила ярких штрихов к личному мифу Наполеона — а еще усилила интерес к Древнему Египту в Европе.
— Пышная сцена императорской коронации в Соборе Парижской Богоматери явно следует в своих деталях картине Жака-Луи Давида «Коронация Наполеона» (1807). Кстати, Наполеон возлагает на свою голову новую «корону Карла Великого», изготовленную специально для него (прежнюю, средневековую, уничтожили во время Французской революции в 1790-е).
— Показанный крупным планом спереди Наполеон в золотом венке сошел с парадных портретов кисти Жана Огюста Доминика Энгра и Франсуа Жерара.
— На промо-плакате фильма Наполеон сидит на стуле в простой походной шинели, грузно облокотившись на спинку. В точности как на картине Поля Делароша «Наполеон в Фонтенбло 31 марта 1814 года» (1840). Только там треуголка лежит у ног императора.
Обратите внимание, что часть картин — не эпохи самого Наполеона Бонапарта. Картина Жерома вообще создана в правление его племянника, Наполеона III (1852-1870). Культ Наполеона, одного из главных героев эпохи романтизма, продолжал жить и развиваться на протяжении всего XIX века.
Больше текстов про необычные исторические сюжеты, историю и мифологию в кино и сериалах — в моем Telegram-канале Panfilov FM