На выставке «Экотранс ‘23», которая проходит сейчас в столичном «Экспоцентре», работающий на электричестве скутер был представлен лишь в единственном экземпляре. Зато — глобально.
Продолжаю репортаж с форума электрического транспорта, начатый ранее. Сегодня расскажу о мототехнике, которой там… почти не было. Удивительный факт с учетом засилья электросамокатов на улицах и особенно тротуарах наших городов.
Итак, единственный представленный на этой специализированной выставке скутер на электротяге оказался родом из столицы Удмуртии. Утверждают, что все, за исключением маленьких электронных деталек, спроектировано и сделано мозгами и руками российских специалистов. Называется он AXU E-SCOUT STANDART.
Но ижевцы не просто предлагают покупать у них скутер с электромотором. Это было бы слишком просто. Они преподносят новый подход к электрическому транспорту, можно даже сказать, новую субкультуру. Причем задействованы в ней могут быть не только физические лица, но и крупные компании. В чем-то это своего рода шеринг (без приставок кик- или кар-).
Суть затеи в том, чтобы в каждом городе, а потом и за их пределами создавать и открывать отделения всероссийской сети, где можно будет в любой момент зарядить или обменять свой «севший» аккумулятор на другой, заряженный. Действующий макет такой подстанции уже готов, и с ним тоже можно было ознакомиться на выставке.
Подстанция представляет собой некое подобие шкафа с запирающимися ячейками. Открываются они электронными ключами, которые будут у каждого пользователя. Доступ к станции получается через интернет-приложение, где пользователь должен быть уже зарегистрирован.
Подразумевается, что работать сеть будет так. Когда скутерист, катаясь по городу, увидит, что заряд его аккумулятора подходит к концу, он заходит в приложение и смотрит, на каких ближайших станциях есть заряженные аккумуляторы. Выбирает подходящую, бронирует номер ячейки и получает электронный ключ от нее. Подъезжает к станции, электронным ключом открывает ячейку, вынимает заряженный аккумулятор и ставит на его место свой разряженный. Закрывает и уезжает. И продолжает колесить по мегаполису до следующей разрядки.
Зарядные станции должны располагаться, по крайней мере, в первое время, в дилерских центрах и близких им структурах. Ну, хотя бы потому, что на улице под дождем им будет не очень уютно, да и от вандалов и прочих сборщиков лома должна быть защита.
Потом эти станции постепенно будут выходить за пределы крупных городов, чтобы услугой электрошеринга могли пользоваться не только жители мегаполисов.
По сути дела, сейчас предлагается система новых ямов. Ям, если кто не знает — это не «яма» в женском роде. Это такой пункт смены лошадей, которые в XVIII – XIX веках были по всей России. Слово «ямщик», кстати, произошло именно от этого слова. Такие ямы позволяли ездить по стране, не дожидаясь, когда лошади отдохнут, заправятся и оправятся. Иногда они объединялись с постоялыми дворами, но это уже была опция.
Сам же ижевский скутер представляет собой электрический вид транспорта, который может передвигаться со скоростью до 45 км/ч на одном аккумуляторе и существенно больше — на двух. Количество аккумуляторных слотов можно выбрать при покупке. От этого выбора по сути зависит, нужно ли будет водительское удостоверение для управления скутером или нет.
Управляется он так же, как и его бензиновый собрат. За исключением одного нюанса: у этого есть задний ход! Зачем он нужен — не понятно, правда, но производитель считает, что это круто. Включается он кнопкой R на правой рукоятке руля. А соседняя зеленая кнопка — это некий аналог обердрайва.
Стоит такой электроскутер 160 тыс. руб. с одной батарейкой и на 60 тыс. руб. больше — если с двумя. А войдет ли идея электрошеринга, то есть, современных ямов, в жизнь — покажет только время.