28 августа (106 день)
Рядом с палаткой ночью хрюкали кабаны, спугнул их хрустом пластиковой бутылки. Меня удивило, где в таком маленьком лесу они прячутся, если за пределами леса уже голые степи. Ночь была холодной, постоянно просыпался от того, что промерзала спина. Укутывался полностью в спальник и старался дышать не выпуская тепло. Пол ночи снилось, что я ищу шерстяную кофту. Проснулся рано, но вылазить совсем не хотелось в этот холод. t*+2 и только с восходом солнца быстро разжёг костёр и сидел не отходя грелся, пока кипятился чай.
Вчерашнюю кашу есть не хотелось, уж очень она была промерзшей. Попил горячего чаю с булкой, собрал вещи и поехал. Солнце всё выше и выше, а значит становится теплее. Доехал до большого села Тосонцегел, сразу начал ходить по всем кафэ спрашивать wi-fi, вроде как телефон находит, но всё запаролено. Увы, так я интернета нигде и не нашёл, хотелось бы связаться, поговорить с родственниками.
В одном из магазинов взял буханку хлеба за 1500 тугриков, 2 пачки гречки в разных магазинах, в одном за 3500туг., в другом за 1500туг. ту же самую пачку, при том что там где не было ценника, продавец и завысил мне цену. На углу была забегаловка, хозяйка стряпала что то вроде похожее на чебуреки, только полностью забиты бараньим мясом и совсем недорого, на наши рубли, если перевести выходило около 17 рублей за чебурек и 2 кофе по 8 рублей. Взял сразу 8 штук, пару там слопал, остальное с собой. Потом спросил где можно набрать воды, отправили в конец деревни.
Здесь стоял домик из него выходил шланг похожий на пожарный рукав, в окошко кладёшь деньги и тебе как на Азс включают напор воды большой струёй. Люди подъезжали с 50л. цистернами, а как же я то буду набирать в свои бутылки, задумался. Мелкие пацаны столпились уже возле велосипеда. Я подхожу к окошку, показываю свои бутылки и спрашиваю можно ли набрать? Женщина только кивнула головой и включила маленький напор, как раз для меня, тут же сбежалось пацаньё , похватали бутылки, один держит шланг, второй подаёт открытые бутылки, а третий уже закручивается крышки. Опа, а меня то совсем без дела оставили. Я засмеялся. Деньги с меня не взяли, там копейки какие то получались, парни донесли бутылки до велосипеда и начали снова его разглядывать снизу до верху, теперь то им можно даже переключателями пощёлкать за такую подмогу.
Полностью загруженный водой, довольный поехал теперь уже по асфальту. Ехал вдоль реки, снова луга, какая то растительность, всё оживало вокруг водоёма. Встречные коровы были чем то похожи на длиношёрстных яков. А мне нужно было найти тихое место возле реки, что бы постирать вещи и привести себя в порядок, правда тут каждые 100 метров стояли юрты, как то не хотелось им портить воду, всё-таки как никак они пьют эту воду из реки. Нашёл такое место, сделал всё что хотел, даже для комплекта помыл велосипед. Пожевал вчерашней каши и поехал.
Вот те на, асфальт закончился, как же так, чистый велосипед и снова через пыльные поля в объезд. Опять прыгать всю дорогу, но нет, через 2 км снова пошёл асфальт и через 2 км опять закончился. Как то несуразно кладут асфальт какими то кусками. Деревня Ил-Ухх, вижу зовёт к себе какой то мужичок, машет рукой, подъехал к нему. А он как накинется, начал обнимать, целовать, будто мы с ним старые друзья и не виделись уже лет так 50. Смешной мужик, я бы и дальше с ним смеялся, но мне пора ехать.
Многие проезжая кричат hello или сигналят, машут рукой мол привет. Проехал по новому мосту через реку, краска свежая, а рядом стоял сломанный мост, видать по весне часть его снесло когда было сильное течение. О, и асфальт начался, здорово, надеюсь не кусками. Зигзагообразная трасса проскальзывала сквозь ели и пихты, скраю петляла река и только юрты друг за другом росли как грибы. Большие стада коз и баранов, а где то пастухи гоняли лошадей сбивая косяки в одно стадо.
Вот и развилка в направление пещер отмеченных на карте. Есть 2 варианта, либо ехать по асфальту 185км, либо по гравийке полями 135км. Выбиру-ка я всё же асфальт, хоть и намотаю лишние км, но зато не нужно прыгать всю дорогу. Качу дальше, вдали виднеются степи, а я сворачиваю в сторону высокого холма, за которым и ставлю свою палатку. Собираю снова печку из камней, варю кашу и чай. Перекус с чебуреками. Недалеко пасутся лошади. На горизонте свет от юрт и висит лунный серп среди звёздного неба. Медленно холодает, а я укутался как в кокон. Сплю.