Найти тему
НИКИ-ТИНА

ФРИВОЛЬНЫЕ КАРТИНЫ К БАСНЯМ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Художник большого таланта, мастер исторического жанра и портрета, известный и популярный в свое время и забытый после смерти Пьер Сюблейра, родился в городке Сен-Жиль дю Гар на юге Франции, учился в Тулузе. В 1728 г. уезжает в Рим, где и остается до конца жизни. В Риме он становится известным художником и в 1739 г. женится на Марии Феличе Тибальди, которая также была художницей-миниатюристкой.

stylishbag.ru фото в открытом доступе
stylishbag.ru фото в открытом доступе

Стиль выдающегося мастера Пьера Сюблейра в годы господства рококо можно охарактеризовать как позднее барокко, предвещая наступление неоклассицизма. Хотя и влияния рококо все же не избежал, особенно в ранних работах. Французский художник прославился как мастер портретов и исторических и жанровых сцен.

Живописец органично соединил в своем искусстве традиции двух великих художественных школ. Неповторимо оригинальный стиль художника сложился на основе внимательного изучения античного искусства и ренессансной живописи, караваджизма и барокко, римского и болонского классицизма.

-2

Он был проницательным портретистом, что видно по портрету Папы Римского. Бенедикт XIV] или тучного кардинала Валенти Гонзага. Сам Папа заказал две великие картины, «Свадьба Святой Екатерины» и «Экстаз Святой Камиллы», которые он разместил в своих личных покоях.

В январе 2009 г. картина Пьера Сюблейра «Портрет папы Бенедикта XIV» была продана на Sotheby’s за 986 500 долларов США. (В настоящее время полотно находится в Метрополитен музее).

Картины Пьера Сюблейра хранятся в Лувре, Дворце Фонтенбло, Музее Фабра, Музее Феша, Лондонской Национальной галерее, Галерее искусств Бирмингема, Музее Фицуильяма, Национальной галерее Шотландии, Государственном Эрмитаже, Дрезденской галерее старых мастеров, Венской Академии изобразительных искусств, Метрополитен музее, Бостонском музее изящных искусств, Музей искусств округа Лос-Анджелес.

Но есть у него и фривольные картины. Сюблейра их написал по заказу герцога Сен–Эньяна, французского посланника в Риме. «Любящая куртизанка», «Кобыла кума Пьера», «Гуси брата Филиппа» и др.

В басне Лафонтена «Кобыла кума Пьера» идет речь о священнике, который запал на красавицу-жену знакомого бедняка. Тому нужна была лошадь для работы в поле и святой Отец пообещал дураку помочь, так как, якобы, знал волшебные слова, способные превращать его жену в кобылу по необходимости.

Условия были таковы: женщина должна была раздеться и встать на четвереньки перед священником, супруг весь процесс превращения должен был молчать и только молить Бога, чтобы хвост ладно пристал, потому как с хвостом больше всего проблем. Вероятно, французский баснописец сюжет взял из «Декамерона» Боккаччо»:

фото в открытом доступе
фото в открытом доступе

"Наконец, когда ничего более не оставалось сделать, кроме хвоста, он, приподняв рубашку и взяв кол для рассады, которым он садил людей, быстро ввел его в устроенную для того щель и сказал: "А это пусть будет хорошим конским хвостом".

Кум Пьетро, до тех пор внимательно за всем наблюдавший, увидев это последнее дело, показавшееся ему неладным, сказал:

"Эй, дон Джьянни, мне не надо там хвоста, не надо хвоста!" - "Увы, кум Пьетро, что ты наделал? - говорит дон Джьянни. - Разве не велел я тебе не молвить ни слова, что бы ты ни видел? Уже кобыла была почти готова, но ты, заговорив, испортил все, а теперь нет возможности сделать это заново".

Меж тем, расстройству жены не было предела, потому как «превращение» ей явно нравилось…

Как иллюстрация к басне «Навьюченное седло» Пьер Сюблейра создал две практически одинаковые картины, одна из которых находится в Государственном Эрмитаже, а другая – в частной коллекции..

my.mail.ru
my.mail.ru

Суть басни Лафонтена о художнике, который безумно ревновал свою жену, такова:

Каждый раз, уезжая даже ненадолго из дома, ревнивец рисовал осла на интимном месте у жены, наивно полагая, что картинка непременно сотрется во время любовных игр, если благоверная надумает ему изменить.

А стало быть, боясь разоблачения, наверняка постарается сохранить верность до его прибытия. Его другу, тоже художнику, всё же удалось стереть изображение осла во время очередной поездки товарища ))) Но перед тем, как предаться любовным утехам с женой друга, он успел скопировать рисунок на лист бумаги. Правда, перерисовывая осла обратно, не удержался и дорисовал ему седло сверху…

Увидев навьюченное на ишака седло, мужу-рогоносцу оставалось признать ослом себя самого.

Измученный переутомлением, Сублейра попытался переехать в Неаполь, но через несколько месяцев вернулся в Рим, чтобы умереть.

Подпишитесь, чтобы читать новые публикации, будет интересно