Найти тему
VarТехник

Так ли хорош лучший танк для экипажа? Что не так с «Меркавой»?

Оглавление

Предлагаю отвлечься от событий вокруг и всех связанных с ними проблем… Ранее обсуждания ходили не только вокруг Т-72 и условного Leopard 2. Дискутировали над конструкцией и эффективностью других машин, особняком среди которых смело можно назвать Израильский танк «Меркава».

Феномен «Меркавы»

Главное отличие танков серии Merkava от коллег по всему миру – компоновка. Если типичный танк имеет отделение управления спереди, боевое по центру и МТО в корме, то у израильского детища всё по-другому. Моторно-трансмиссионный отсек спереди, а в центре одновременно отделение управления и боевое… Да-да – именно по центру. Если внимательно посмотреть на корпус танков «Меркава», то вы заметите погон башни именно в центральной части корпуса.

Для чего же тогда используется корма корпуса и башни? Всё просто – в корме башни находятся снаряды, а корпус может использоваться для нужд экипажа, хранения снарядов, а в случае крайней необходимости – десанта. Правда, я не завидую солдатам, которые действительно ездили в танках «Меркава» в качестве десанта, ибо высота корпуса и его внутренний объём для этого практически не приспособлены.

-2

Отдельно хотелось бы отметить подвеску – она представлена конструкцией «Кристи», только с внешним расположением элементов. Благодаря этому обеспечивается высокая степени и скорость ремонта и не забирается внутренний объём танка.

Проблемы «Меркавы»

Мало кто вспоминает, но у танков Merkava из-за расположения двигателя нет полости для композита лобовой брони. Причина – разработка в 60-е и 70-е годы, когда каждая страна пыталась найти способ защитить танк «от вездесущих и могучих» кумулятивных зарядов. В ФРГ, например, создали слабозащищённый, но невероятно мобильный Leopard 1. В СССР пошли другим путём и создали первый танк с многослойной, гетерогенной, композитной бронёй.

-3

Израильские инженеры поступили иначе… Во-первых, доктрина Израиля не подразумевала наступательных действий, страна, сама по себе, не большая, особенности окружающей среды даже за её приделами не отличаются. Это позволило сформировать единый взгляд на танк, который позже реализовали с индексом Merkava Mk1.

Её «фишка» в условиях для экипажа. Возможность эвакуации в считанные секунды, защита внутренними элементами танка, силовым агрегатом. Протектированным баком и рядом перегородок, возможность многоцелевого применения как индивидуально, так и в составе подразделения.

-4

Из ранее сказанного можно вычленить только один не решённый аспект – защита от кинетических боеприпасов. Основная броня, топливный бак, двигатель и перегородки отлично спасают даже от самых мощных кумулятивных боеприпасов, но если в лобовую броню попадёт ОБПС, то он может пробить и гомогенный лоб, и топливный бак, не заметить менее прочный двигатель и в конце концов, пробьёт перегородку между моторным и боевым отделением. Предвкушаю замечания по поводу КАЗ-а Trophy, но давайте будем частными… Не все версии «Трофи» могут перехватывать ОБПС, а те что могут не факт, что отобьют его. С этой целью существует Iron Fist, который на Merkava Mk 4 не устанавливается.

Итог

Merkava уникальная машина современности с отличным балансом преимуществ и недостатков, продиктованных доктриной и природой Израиля. Однако, есть ряд концептуальных проблем. Броня лишь одна из них и если против кумулятивных боеприпасов Merkava отлично защищена благодаря компоновке, то кинетические снаряды могут пробить даже столь сложный «бутерброд».

Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.