Найти в Дзене

Методический обзор пособия-вертушки для дошкольников "Признаки осени"

Оглавление

Игры-вертушки довольно популярны среди дидактических пособий. Мне часто встречались вертушки с сюжетами сказок, а также логопедические.

Дидактическое пособие "Вертушки "Признаки осени"
Дидактическое пособие "Вертушки "Признаки осени"

Моя идея вертушек связана с разделом "Ознакомление с природой" и направлена на синтез познавательного и речевого развития детей

Что я использовала для изготовления вертушек "Признаки осени"

  • Электронный шаблон
  • Ламинатор и плёнку для ламинирования
  • Ножницы
  • И да, швейные принадлежности. Шила у меня нет, использовала толстую иглу и перекусы, чтобы немного увеличить отверстия.

Собирала вертушки на хольнитены и при помощи пресса для установки металлической фурнитуры. К слову, это швейная тема, но пригодилось и здесь. Да, я шью. Шью много и разнообразные вещи, в том числе одежду. Правда по готовым выкройкам. Навыки конструирования у меня ниже, чем школьная программа. Короче, выкройку фартука построю, не более. И, кстати, хольнитены я использовала вообще впервые. Но сегодня не об этом.

Если у вас нет подобного инструмента, можно придумать вот что. Соединить детали при помощи брадсов. Буду делать зимние вертушки, сниму видео как их установить. Брадсы можно купить на любом маркетплейсе, но у наших китайских друзей, естественно, дешевле. У меня как раз из Китая, разных цветов.

Можно сделать вариант этой игры на липучках. Так тоже неплохо. Функционал немного меняется, но зато одновременно с составлением картинки можно закреплять представления детей о размере.

Итак, вертушка - это головоломка круглой формы, в моем случае состоящая из трех частей

Задача - вращая круги, совместить изображения и получить полноценную картинку. Это задача ребенка. Скажем так, детская цель. Что касается цели дидактической и в отношении именно этих вертушек, то это систематизация и обобщение представлений об осени.

Этот комплект вертушек применим с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, когда у малышей сформированы первичные представления о признаках осени. Вертушки могут использоваться и как элемент занятия, и в ходе совместной деятельности педагога и детей, а также свободной детской игровой деятельности. Давайте посмотрим как, но обратим внимание на синтез задач познавательного и речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Как использовать дидактическое пособие "Вертушки"

  1. Познакомьте детей с каждой из вертушек, показав все изображения.

Обратите внимание, что в момент знакомства логично, что вертушки должны быть собранными.

  1. Обсудите с детьми, что они уже знают о каждой из категорий (животные, растения, погода, урожай). Так вы подойдёте к описанию признаков осени.

Заметьте, что каждая из категорий содержит не только лишь изображения растений, животных, признаков погоды или элементов урожая. Дополнительные элементы создают возможность для полноценного восприятия осенней картины. Так на вертушки "Растения" вы можете увидеть грибы, на вертушке "Животные" их же. Всё это создаёт дополнительный антураж и способствует организации коммуникации сверх узконаправленной тематики.

Что можно спросить о животных:

  • Где живет это животное?
  • Чем оно питается?
  • Как ведёт себя это животное осенью?

Знаете, мне очень импонирует именно биологический язык. Иногда наша речь настолько бывает бытовой, что ни в какие рамки, даже на грани с неграмотностью. Я напишу об этом отдельную статью, где приведу аргументы в пользу своих мыслей. Подписывайтесь, чтобы не пропустить. Это пригодится не только в профессиональной жизни.

Спросим о растениях:

  • Где произрастает это растение?
  • Это дерево или кустарник?
  • Ка выглядят листья этого растения? На что они похожи?
  • Что происходит с растением осенью?

О погоде:

  • Как ты считаешь, осенняя погода отличается от летней? Чем?
  • Какие осенние явления ты уже наблюдал?

Урожай:

  • Что называют урожаем?
  • Какие овощи и фрукты собирают осенью?
  • Что можно приготовить из картофеля? Что можно приготовить из яблок?
  • Что делает человек, чтобы получить хороший урожай?

Все эти вопросы примерные. Беседовать на тему осени можно бесконечно.

Включите в образовательный процесс с вертушками другие активности

Например, предложите детям изобразить движения животных или имитировать полет листьев на ветру. Так интегрируем в образовательный процесс двигательную деятельность.

Конструирование? Значит нужно смастерить ящики для уборки урожая. И так далее. Можно выстроить логику целого дня на использовании вертушек.

Используйте материал в качестве наглядного пособия в центре познавательно-исследовательской деятельности. Это позволит не только наблюдать, но и осуществлять игровую самостоятельную деятельность. А в комплексе с другими дидактическим пособиями, раскрасками и природным материалом у детей будет огромное поле для организации свободной игровой деятельности.

Как еще можно использовать вертушки в работе с детьми?

Например, придумать рассказ. Вертушки могут стать отличным инструментом для развития творческих умений и воображения.

  • Предложите детям вспомнить, что они уже знают о каждой из категорий (животные, растения, погода, урожай).
  • Предложите детям создать свою осеннюю историю с помощью вертушек.

Закрываем глаза, водим пальчиком в воздухе, затем опускаем пальчик на вертушку. Пусть это будет, например, вертушка "Животные". На какое животное показал пальчик, то и становится главным героем рассказа.

Вертушка "Растения" поможет определить место действия. Например, если выпали ягоды рябины, то действие будет происходить возле рябины.

С помощью вертушки "Погода" определяется атмосфера дня в рассказе. Дождливый, ветреный или теплый солнечный день. На выбор ребёнка.

Вертушка "Урожай" подскажет, что наш герой (животное) искал или нашел в этот день.

  • После определения всех элементов попросите ребенка составить и рассказать историю. Это может быть как один ребёнок, так и группа из четырёх человек, каждому из которых достанется своя часть рассказа.

Вот моя история, составленная при помощи вертушек

"Ежик решил прогуляться около рябины. На улице был дождливый день, но ёжик все-таки решил поискать грибы для зимних запасов. Под рябиной он нашел большой белый гриб и радостно побежал домой."

Ну и можно детализировать рассказ. Воспитатель может уточнить у ребёнка его мнение на тот счёт, почему гриб был найден именно после дождя или прочие моменты. Вообще, вопросы открытого типа очень полезно задавать, поскольку они стимулируют мышление, креативность и критический подход к информации. В отличие от вопросов закрытого типа, которые чаще всего предполагают однозначный ответ (да или нет), вопросы открытого типа побуждают ребенка размышлять, обосновывать свою точку зрения и строить логические цепочки.

На заключительном этапе обсудите рассказы с детьми. Какая история/истории у них получились? Что было самым интересным? Как мог бы продолжиться рассказ?

Использовать вертушки можно и "не вслепую", и даже нужно. Это будет стимулировать детей действовать более творчески и самостоятельно, вместо того чтобы полагаться только на случайный выбор.

  • Можно сделать эту активность групповой: пусть один ребенок вращает вертушку и выбирает элементы для истории, а другой рассказывает.
  • Если у детей есть трудности с составлением рассказа, помогите им, задавая вопросы: "Что делал наш герой?", "Что произошло дальше?" и т.п.

Друзья, это лишь малая часть того, что можно реализовать. Все зависит от опыта педагога, ну и, естественно, его желания. Лайкните статью, мне будет очень приятно. Напишите в комментариях, используете ли вы подобные игровые пособия в работе? В каких направлениях? Очень интересно. Всем добра и спокойной трудовой недели.