М-30
Первой советской тяжелой РСЗО была пусковая установка М-30, развернутая в июне 1942 года в попытке добиться большего целевого эффекта, чем это было возможно при ракета М-13. Как и немецкая Wurfgerat 41, пусковая установка М-30 представлял собой простую наклонную металлическую раму, которую можно было регулировать по высоте и имела электроспусковое устройство. Рама вмещала четыре 300-мм стабилизированных оперением М-30. ракеты, которые перевозились и запускались из специальных деревянных ящиков, аналогичных к их немецким аналогам 28 см и 32 см. Пусковая установка М-30 могла быть оснащена шестью направляющими для ракет М-20. Пусковую установку М-30 можно было легко загрузить. Однако конструкция имела ряд важных особенностей. Ей не хватало подвижности, изменение траверсы требовало перестановки, а выполнение необходимых электрических соединений происходило очень медленно, небольшая дальность полета ракет всего 2800 м, в непосредственной близости от противника. Как следствие этого и плохой аэродинамической формы ракет точность была плохой даже по меркам РСЗО. Для решения проблемы малой дальности ракеты М-30 была разработана ракета М-3, которая была представлена в конце 1942 года. Эта новая ракета была длиннее и имела дальность полета 4325 м. Пусковая установка М-30 могла использоваться для стрельбы ракетами М-31, но была заменена новой пусковой установкой М-31, за которой вскоре последовала модифицированная версия, способная стрелять восемью ракетами, установленными в два яруса по четыре.
БМ-31-12
Поскольку Вторая мировая война вступила в более мобильную фазу, ограничения мобильности пусковой установки М-30 становился все более очевидным, начались работы над автомобильной системой БМ-31-12, принятая на вооружение в середине 1944 года. Самой отличительной особенностью новой пусковой установки стал использование сварного металлического каркаса, содержащего 12 отдельных ячеек вместо пусковых рельсов, использовавшиеся на более ранних РСЗО. Он включал новое электрическое зажигание. система и механизмы блокировки для более надежной поддержки передней и задней части снаряда при транспортировке и предотвратить случайное возгорание. БМ-31-12 использовал шасси грузовика Studebaker US6 и после войне прослужит еще десятилетие на шасси ЗиС-151.
Одновременно была представлена ракета М-31УК, которая должна была решить проблему относительно низкой точности М-30 и М-31.
Продолжение следует…