Отложив в сторону напильник, Виталий взглянул на клинок и с удовольствием убедился, что даже начерно зачищенная заготовка производит впечатление. Он вспомнил, как впервые увидел фотографию такого ятагана в каталоге турецкого музея и невольно улыбнулся, потому что тогда у него просто руки зачесались от желания повторить работу мастера, жившего четыре века назад. В свои тридцать восемь лет Виталий Краснов имел нелюбимую работу и увлечение всей жизни. Простой инженер на электроламповом заводе был выдающимся, но непризнанным оружейником-самоучкой, не мыслившим жизни без ежевечерних трудов в пристроенной к дому мастерской. Он не раз думал, что, родись он на несколько сотен лет раньше, был бы одним из лучших, но все сложилось иначе, – и оружие было делом всей жизни, имея, по сути, статус хобби. Впрочем, в свое хобби Виталий вкладывал душу и старался к изготовлению даже крохотного ножика подходить творчески, свидетельством чему были стены, увешанные разнообразнейшими мечами, палашами, стилетами, кинжалами и прочими достижениями оружейной мысли. Положив заготовку на стол, он снял рабочий фартук, вытер руки и вышел из мастерской.
– Опять все остыло! – донесся с кухни голос жены. – С голоду помрешь со своими железками!
– Зато ножей тупых в доме не бывает, – усмехнулся Виталий, зная, что уже через минуту Вика подойдет, сядет рядом и будет смотреть, как он ест.
– Как на работе дела? – как и ожидалось, Вика села слева от него.
– Опять сокращать начали, – ответил Виталий.
– Тебя-то не собираются?
– Как сейчас скажешь, – ответ вышел уклончивым, – как москвичи завод выкупили, так все и поменялось. Триста человек уже сократили, это у них повышением рентабельности называется.
– А с Интернета заказов нет?
– Нет, – вздохнул Виталий. – Кому сейчас коллекционное оружие нужно? В любой магазин заходи – и бери жестянки сувенирные. Ладно, хватит горевать, пока ты меня таким борщом кормишь – все у нас нормально будет.
Однако уже следующий день принес сюрпризы – Виталия вызвал начальник цеха.
– Виталий, здравствуй, – он не смотрел в глаза, и Виталий сам все понял.
– Сократили?
– Да…
– Кого еще?
– Да полцеха почти. Эх, такой завод был…
– Ладно, Макарыч, пойду я вещи соберу. Давай, счастливо!
Получив расчет за отработанное начало месяца, Виталий с тяжелым сердцем пошел домой. Следующий месяц ушел на поиски работы, однако результатов это не принесло. Он давал объявления, читал чужие, звонил и ходил на собеседования, чувствуя, что все старания напрасны. Вика как могла поддерживала его, но Виталий категорично считал, что мужчина не имеет права сидеть на шее у жены. На исходе второго месяца он начал заметно нервничать, а однажды вечером пришел домой навеселе. Это стало причиной первой серьезной ссоры в семье.
Изредка Виталию приходили заказы по Интернету, и тогда он снова оживал, пропадая в мастерской и кропотливо работая то над наградной казачьей шашкой, то над шотландским мечом. Однако это случалось не так часто, и денег все равно не хватало. Посиделки с бутылкой стали повторяться, и тогда Вика сначала ругалась, а потом тихонько плакала на кухне. Наутро Виталий просил прощения, но жена видела, что он постепенно спивается.
– Виталик, ну не пей ты. Сколько талантов водка сгубила! – Вика отложила в сторону настольную книгу Виталия – «О булатах» Павла Петровича Аносова.
– Вик, да я понимаю все. Но порой нахлынет – и думаю я тогда, что бьюсь как рыба об лед, а толку нет. Ни работы, ни денег. Кому я такой нужен?
– Мне нужен.
– Ладно хоть ты у меня есть.
– Ну конечно, есть. Все наладится. Только не пей больше, ладно?
Виталий прочно держался, пока одним майским вечером в дверь не постучали. Открыв, он увидел на пороге двух молодых людей лет двадцати пяти.
– Здравствуйте, нам нужен Виталий Краснов, – произнес один из них, зачем-то заглядывая Виталию за спину.
– Это я, – ответил Виталий, – а что вы хотели?
– Работа у нас есть, – улыбнулся парень, – почти по профилю и хорошо оплачиваемая.
Пригласив гостей в дом, Виталий встал у стены и выжидающе посмотрел на того, кто начал разговор, про себя отметив его изучающий взгляд.
– Оружие нам нужно, – процедил второй.
– Какое именно? – уточнил Виталий.
– Не такое, – гость кивнул на стену с образцами. – Нам огнестрельное и тихое.
– Извините, по лицензии я занимаюсь только холодным оружием. Ничем не могу помочь.
– А если без лицензии? – гость встал и выглянул в окно.
– Ребята, это не для меня, – Виталий отрицательно качнул головой.
– Ты цену себе не набивай, мы заплатим, – ухмыльнулся второй.
– Я сказал – нет, – отрезал Виталий, чувствуя, что разговор ему все больше не нравится.
Как бы невзначай он протянул руку к стене, чтобы при необходимости быстро схватить топорик-клевец.
– Не нервничай, – первый завел руку за спину, – мы уже уходим. Но ты подумай, мало ли что.
– Да, и супруге привет передавай, – слащаво улыбнулся второй и тут же вскочил со стула, потому что у Виталия в руке молниеносно появился топорик.
– Пошли вон отсюда, – сквозь зубы прошипел он, – живо!
Гости, решив не искушать судьбу, быстро вышли. Посмотрев в окно и убедившись, что они покинули двор, Виталий запер дверь и взял телефон.
– Я слушаю! – как всегда, ответила Вика.
– Вика, ты где? – быстро спросил Виталий.
– У рынка, автобус жду.
– Хорошо, я тебя встречу на остановке.
– Что-то случилось? – голос жены стал тревожным.
– Нет, все нормально.
Успокоившись, Виталий достал из ящика стола и положил в карман небольшую, но увесистую телескопическую дубинку, а затем снял со стены точную копию прямого китайского меча времен династии Мин, сунул его в чехол для удочек и вышел из дома через мастерскую, попав в глухой переулок. Оглядываясь по сторонам, он быстрым шагом направился к остановке. Еще раз позвонив Вике и убедившись, что она благополучно села в автобус и едет, он перешел дорогу и встал с другой стороны от остановки, чтобы не привлекать внимания. Минуты через три к остановке подъехал замызганный «ПАЗик», и Виталий с облегчением увидел, как из него вышла Вика. Перебежав дорогу еще раз, он подошел к жене.
– А вот и я, – он постарался изобразить беззаботную улыбку.
– Что случилось, Виталь? Что-то серьезное? – Вика сразу поняла, что муж нес в чехле, зажатом под мышкой.
– Да хулиганье какое-то приходило за оружием, пришлось выпроводить.
– Говорила я тебе, доиграешься ты со своими железками! Этого нам только не хватало!
Уже подходя к дому, Виталий понял, что его опасения были не напрасны, – явно нездешняя «Тойота» привлекала внимание, а в опущенном окне он увидел одного из гостей, который улыбнулся ему как старому знакомому.
– Ну что, оружейник, может, договоримся?
– Вика, иди в дом, – шепнул Виталий, а сам направился к машине. – А кабриолет вам не нужен, молодые люди? – он повысил голос.
– Что нам нужно, мы уже сказали.
Виталий почувствовал, как внутри поднимается ярость. На шум тем временем начали выглядывать соседи.
– Дядя Виталь, проблемы? – из близлежащего окна показался сын соседа, а следом и он сам.
При виде такого оборота гости решили, что им пора, – и, взметнув тучу пыли, «Тойота» рванула прочь. С этого дня визиты прекратились, зато начались звонки с угрозами. Виталий и Вика старались не обращать на это внимания, но переживания сказывались на атмосфере в семье, к тому же скоро должна была вернуться дочь, уехавшая на год по обмену учиться в Англию. Так что Вика уже почти не удивилась, когда однажды муж снова пришел домой в подпитии. Она даже не стала ругаться, а просто сказала, что устала и собирается уйти на время к маме. Помрачневший Виталий заперся в мастерской и принялся выводить долы на полутораручном германском мече, но вскоре услышал сначала стук в дверь, а потом крик жены. Схватив первое, что подвернулось под руку, – стальной прут, – он выбежал из мастерской и увидел в окне знакомую «Тойоту». У двери стоял мужчина, который пытался что-то объяснить Вике.
– Тебе чего? – грубо спросил Виталий.
– Я хотел поговорить насчет работы.
– Я же сказал, что на бандитов не работаю! – с этими словами Виталий замахнулся прутом и бросился вперед.
Незнакомец легко увернулся от мелькнувшего конца прута, затем ловко обогнул начавшего замахиваться второй раз Виталия, мягко, но крепко зафиксировал его руку, а потом каким-то образом бережно уложил его на пол. Именно в таком положении Виталий и услышал, что гость вовсе не бандит, а кинопродюсер Вадим Толмачев, который давно искал хорошего оружейника для ухода за реквизитом. Машина же оказалась просто похожей.
– Ты не сердись, я тебя не за того принял, – виновато произнес Виталий, когда они уже сидели на кухне.
– Да ничего, бывало и хуже, – Вадим махнул рукой, будто ничего особенного не произошло. – Раз меня чуть пиротехники не взорвали, когда натуру снимали под Тверью. Булат? – он показал на один из висящих на стене русских мечей.
– Да, – Виталий кивнул, – но это волнистый. Хочу до сетчатого дойти, но пока не получалось.
– Честно признаться, не ожидал я такого увидеть. До тебя не каждый златоустовский мастер дотянет. В Москву со мной поедешь? – Вадим прямо взглянул Виталию в глаза. – Сразу и всего не обещаю, но года за полтора на квартиру наберешь, на жизнь тоже хватит. А из всего этого можно будет хорошую выставку сделать, ценители найдутся. Согласен?
Переглянувшись с женой, Виталий улыбнулся и ответил:
– Да.
…Виталий обернулся на звук шагов и увидел двух мужчин, один был в костюме, а второй благодаря характерной одежде и головному платку был охарактеризован им как выходец с Востока.
– Господин Краснов, – начал человек в костюме, – шейх высоко оценил ваше мастерство и хотел бы приобрести некоторые из образцов для себя. Оружие играет значительную роль в его жизни, а мастеров, подобных вам, он считает людьми искусства.
– Я благодарю господина шейха за столь лестную оценку моих способностей, – Виталий склонил голову. – Вот моя визитка, завтра мы могли бы решить все вопросы.
– Конечно, – продолжил переводчик. – Шейху было приятно познакомиться с вами. Также он выражает надежду, что это не последняя ваша встреча. До свидания, господин Краснов!
– Всего доброго! – ответил Виталий, и оба его собеседника с достоинством удалились.
– Ну как, доволен? – раздался за спиной голос Вадима. – Ты, как я посмотрю, уже международные связи заводишь.
– Вадюха, спасибо тебе! – с чувством ответил Виталий. – Если бы не ты – ничего бы не было. Я о такой выставке всю жизнь мечтал!
– Выходит, не зря мечтал. Я тебе всегда говорил – талант не пропадет, нужно только работать как следует. А теперь поехали, еще дел невпроворот – послезавтра премьерный показ, посмотрим, во что наши двухлетние труды вылились…
Автор: Андрей КАДЫНЦЕВ
Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!