Посетив выставку «Дети последнего российского императора», я опять вернулась к теме Императорской семьи. Оставлю эмоциональную часть, и расскажу вам о тех людях, что были рядом с императором и его семьей.
Ведь, как только стало известно об отречении, моментально поменялся «градус» преданности и любви. Произошло то, что называется «открылось истинное лицо».
Рассказать хочу о тех, кто в те дни остался порядочным, кто был человеком. Таким, каким он и был задуман Создателем.
Что происходило с окружавшими императора после его отречения?
Вот слова Коменданта Александровского Царскосельского Дворца Полковника Е.С. Кобылинского:
Я не могу забыть одного явления, которое я наблюдал в то время; в поезде с Государем ехало много лиц Свиты.
Когда Государь вышел из вагона, эти лица посыпались на перрон и стали быстро-быстро разбегаться в разные стороны, озираясь по сторонам, видимые проникнутые чувство страха, что их узнают.
Прекрасно помню, как удирал тогда начальник походной канцелярии Императора генерал-майор Нарышкин и, кажется, командир железнодорожного батальона генерал-майор Цабель. Сцена эта была некрасива.
С императором в тот день останется только князь В.А. Долгоруков, он сам себя объявит арестованным.
Он был единственным из членов свиты, которые находились в Ставке, кто сам, добровольно, последовал за Николаем II под арест.
Очевидцы вспоминали его слова:
Не нужно преследовать своих личных интересов, а беречь его интересы.
Даже противник монархии, депутат Государственный думы А. А. Бубликов отмечал, что из свиты Николая II:
С действительным достоинством держал себя только обер-гофмаршал Высочайшего двора князь Долгоруков.
Я думаю, что вам уже понятно, что это был за человек.
Прежде чем рассказать о нём, отмечу его основные качества, редкие, как в те времена, так и в наши – скромность, честность и прямота (не хамство, а прямота).
Князь Василий Александрович родился в семье князя Александра Васильевича и княгини Марии Сергеевны в 1868 году. Когда мальчику было 8 лет скончался отец.
Его мать, Мария Сергеевна, вскоре вышла замуж за графа Павла Константиновича Бенкендорфа.
Павел Константинович был начальником скончавшегося Александра Васильевича Долгорукова.
Бенкендорф принадлежал к ближайшему окружению, доверенным лицам Николая II.
Так Бенкендорф стал отчимом маленькому Василию, его брату Александру и сестре Ольге.
Во время Февральской революции граф Бенкендорф с женой будут рядом с императрицей Александрой Федоровной и детьми в Царском Селе.
Они не оставят императорскую семью и после ареста, расстанутся с ними только после того, как тех сошлют в Тобольск.
Граф П.К.Бенкендорф должен был ехать вместе с императорской семьей, но из-за болезни жены не смог с ними отправиться.
Николай II тогда предложил сопровождать его К. А. Нарышкину, но тот попросил дать ему 24 часа на «подумать»… Император сразу же отказался от своего предложения.
Тогда Николай II предложил сопровождать его графу Татищеву. И тот ответил не думая:
Было бы нечеловечески черной неблагодарностью за все благодеяния идеально доброго государя даже думать над таким предложением; нужно было считать его за счастье.
Татищев, также как и Долгоруков, будет предан императору Николаю II до последнего, он знал, что его ждет. Глеб Боткин писал:
Генерал Татищев сохранял глубочайшее спокойствие. Он говорил с тихой улыбкой:
“Я приехал сюда, зная, что мне не удастся спастись. Все, что я прошу, это чтобы мне разрешили умереть с моим Императором".
О Татищеве я расскажу отдельно, а сейчас история Долгорукова.
Родители Василия Александровича Долгорукова после Роволюции проживут в Петрограде 3 года, и только в 1921 году уедут в Эстонию.
Отец в дороге заболеет и скончается (ему было 67 лет), а вот мать доберется до Рима, там жила её внучка. Затем переедет в Ниццу.
Она проживет долгую жизнь – скончается в 1936 году в возрасте 90 лет, пережив обоих сыновей.
Старший Александр погибнет в 1919 году, а младший, о котором я веду рассказ, в 1918.
Старшего Александра арестуют в своей квартире летом 1918 года, поводом послужит то, что он не сдал офицерского оружия. Через полгода отправят в Москву в Бутырскую тюрьму, затем в Покровский лагерь, откуда срочно вывезут в Москву и расстреляют, как «контрреволюционера и шпиона».
А князь Долгоруков будет рядом с императором. Из воспоминаний Анны Вырубовой:
Я никогда не забуду того, что увидела в окно. В саду стоял Царь Всея Руси и с ним преданный друг Его, Князь Долгоруков.
Их окружали шесть солдат, вернее, шесть вооружённых хулиганов, которые толкали Государя, то кулаками, то прикладами, приказывая:
«Туда нельзя ходить, господин полковник, вернитесь, вам говорят!» Государь совершенно спокойно на них посмотрел и вернулся во дворец».
Он с ними отправится и в ссылку. Николай II часто упоминал его в те дни в дневнике.
А Василий Долгоруков рассказывал об императоре своей матери:
Дорогая Мама, Она (Царская Семья) часто подавлена, но настроение хорошее и соответствует роли, которую она должна играть – спокойна.
Достойно, естественно принимает новости и события.
Он (Государь) всё тот же, страдает морально, высказывается откровенно и умеет сохранить своё обаяние и приветливость.
Любящий Валя. Счастливого Рождества!
(Декабрь 1917 года).
В январе 1918 года была упразднена Гофмаршальская Часть (согласно приказу Народного Комиссара Имуществ В.А. Карелина), а значит Долгоруков теперь был безработным и мог покинуть императорскую семью. Но не он.
В письмах матери он продолжает рассказывать об императорской семье:
Дорогая Мама, Семья чувствует себя хорошо. Они занимаются тем, что пилят дрова во дворе. Она (Государыня) выходит очень мало, так как не выносит холода.
У маленького Алексея время от времени болит нога. Это наступает и проходит. Он очень мил, но по-моему, честолюбив и властен как его Мать.
Семья очень сплочённая и дружная. Досаждает солдатский комитет.
То приказали разрушить горку, сделанную для нас во дворе. То запрещают ходить в церковь.
Еда сведена к минимуму. Ни кофе, ни масла. Полфунта сахара в месяц. На завтрак суп и одно блюдо. На обед два блюда (без супа).
Твой Валя.
Из Тобольска императорскую семью перевезли в Екатеринбург, и опять Долгоруков едет с ними.
Их тогда разделили – император и императрица вместе с дочерью Марией отправились в путь, а остальные дети остались в Тобольске, поскольку Алексей был болен.
С императором поехали и их верные люди: князь Долгоруков, доктор Боткин, камердинер Чемадуров, лакей Седнев и Анна Демидова.
Позже приедут оставшиеся великие княжны, Алексей и сопровождавшие их слуги. Генерал Татищев, графиня Гендрикова, госпожа Шнейдер и камердинер Волков были арестованы прямо выходящими из поезда и отправлены в тюрьму.
В тот раз Долгруков взял с собой «для надежности» коробку с двумя дуэльными пистолетами и крупную сумму денег в 80000 рублей. Это станет формальной причиной для его ареста. Князь В.А. Долгоруков пишет протест:
Сего числа, прибыв в Екатеринбург, меня арестовали и посадили в тюрьму № 2 .
Ввиду того, что мне не предъявлено никакого обвинения, я прошу меня освободить и дать возможность поехать к больной матери в Петроград.
Через несколько дней ему будет предъявлено обвинение в подготовке побега Царской семьи из Тобольска и незаконном хранении оружия.
Их всех расстреляют.
Учитель царских детей Пьер Жильяр, уже после того как Екатеринбург заняли белогвардейцы, рассказывал:
Несколько дней после взятия Екатеринбурга, во время приведения в порядок города и погребения убитых, неподалёку от тюрьмы подняли два трупа.
На одном из них нашли расписку в получении 80.000 рублей на имя гражданина Долгорукова и, по описанию свидетелей, очень вероятно, что это было тело князя Долгорукова.
Что касается другого, есть все основания думать, что оно было телом генерала Татищева.
Долгоруков человек чести, который не покинул императора, который погиб только потому, что был верен Николаю II, верен присяге. Он и все те, кто поехал с императорской семьей в ссылку.
Это рассказ об Анастасии Гендриковой.
А это об Иване Харитонове.
История подруги великой княжны Ольги, которая не побоялась поехать за царской семьей в ссылку. Что из этого вышло, читайте в статье.