Когда я говорил друзьям, что еду в Иркутск - все сразу начинали говорить о Байкале и об Ольхоне. И почти ничего про сам город. Именно с таким восприятием перевалочного пункта на пути к великому озеру я подлетал к Иркутск. Но все поменялось во время посадки - полночный вид на город порадовал большим количества огней и ощущением простора.
Кстати, аэропорт находится прямо в городе. И от него до центра меньше 6 километров и путь занимает всего 15 минут на машине.
Выбирая гостиницу, я почитал много отзывов о Квартале 130, который еще 15 лет назад был страшным местом и, как потом рассказывали местные, тут часто срывали шапки с прохожих и было мало света и совсем не безопасно. Сейчас квартал стал культурно-развлекательным районом с маленькими магазинчиками, реконструированными домами, ресторанами и кафе, а также большим торговым центром.
Моя гостиница была в стилизованном под старину здании, которое и внутри сохраняло атмосферу деревянного зодчества.
Удивительный, но прилетев в полночь, не мог уснуть до 5 утра (когда только 12 ночи наступило в Москве). А вот в 6 утра я уже встал на свою первую экскурсию. Она была на ледяной Байкал. О нем я рассказу чуть позже в отдельной истории.
А с самим Иркутском познакомился днем позже. Уверенный, что в городе будет в разы теплее, чем на озере, свои лыжные дутые штаны я переодел на джинсы. И потом жалел об этом весь день. Мартовское утро было солнечным и ветреным. Минус 20 на градуснике ощущалось как минус 30. И даже наш экскурсовод сама говорила, что такой холодной весны давненько у них не было.
Но интересные рассказы под шум ледяного ветра придавали особый колорит экскурсии. И еще понятнее становились слова о том, как тут было тяжело женам декабристов, которые смело поехали сюда за своими мужьями.
Кстати!
Музей декабристов состоит из двух зданий усадеб Трубецкого и Волконского. Экспозиция рассказывает о тринадцатилетней каторге и последующем поселении декабристов в Сибири. А мемориальные вещи вписаны в воссозданные интерьеры.
Город даже в мороз радовал своими видом и, конечно, разнообразием резных наличников. Не зря Иркутск входит в «большую тройку» городов деревянного зодчества России. И именно тут вдруг в наличниках я увидел новое прочтение как историю жизни человека и его рода. Мы научились понимать наличники: образы восхода, зенита и заката солнца, образы семян и ростков, символы плодородия.
В настоящее время в Иркутске насчитывается около 3 тысяч деревянных домов, которые занимают почти 60% площади города. Специалисты насчитывают шесть стилей декора деревянных зданий, которые встречаются в Иркутске: сибирское барокко, классицизм, древнерусский языческий, восточные мотивы, модерн и смешанные стили.
Стиль - это вообще особое слово для истории Иркутска. Тут люди всегда знали, как жить с ним и иметь особый собственный уклад. Чего только стоит усадьба купца Второва. Сейчас это дворец детского и юношеского творчества, а до революции - один из центров культурной и светской жизни. Много легенд есть о хозяевах усадьбы: что жена купца не выходила к гостям, а смотрела на балы с верхней тайной комнаты, так как не показывала лица, пострадавшего от оспы. Как был построен большой каменный туннель от дома к собору. Как в зимние морозы гостей угощали фруктами и радовали диковинами цветами. И стоя рядом с таким замысловатым зданием, понимаешь, что легенды легко могли быть и правдой.
У меня еще была возможность прогуляться по городу уже самостоятельно. И попадая на улицу Карла Маркса сразу отмечаешь еще стройность. Местные ее называют кусочком Петербурга.
Но Иркутск для меня больше стал городом не только и не столько архитектуры, а людских историй. Одна из них про Леонида Гайдая, который детство провел в Иркутске, тут учился в театральной студии, часто сюда приезжал.
В самом центре города есть памятник режиссеру и персонажам, которых он придумал в Иркутске — Трусу, Балбесу и Бывалому.
А еще в это время в городе была интерактивная выставка, посвященная творчеству Леонида Гайдая, которая теперь кочует по стране. И советую посетить каждому, кто любит эти смешные советские комедии. Я насладился от души.
Другой человек, творчество которого мне открылось впервые в Иркутске, стал скульптор Даши Намдаков. Его выставка в центре современного искусства меня удивила. Родом из бурятской деревни он стал всемирно известным мастером, чьи работы есть в лучших музеях планеты.
Они странные, но такие эмоциональные и живые. Через дерево и металл, странную пластику образы природы становятся чем-то новым. Я всегда любил скульптуру, так что в этих нескольких залах Иркутского центра я провел больше часа и получил особое удовольствие.
О Даши Намдакове раньше я ничего не слышал вообще. Но после визита в музей о нем мне стали попадаться стать и даже за пару месяцев увидел его работы в музеях Красноярска и Сочи.
Из музея я снова уходил с привкусом дерева и степного ветра. Он сопровождал меня на следующий день в музее «Тальцы», куда я добрался минут за 40 на такси. Это огромный и по-настоящему пустой в морозный будний день музей народного творчества под открытым небом.
Факт: музей возник как способ спасти уникальные старинные сооружения, которые вывозили с затоплениях территорий во время построения ГЭС.
Я был в подобных музеях в Нижнем Новгороде, Суздале, под Псковом. Но тут - прям размах. А еще берег огромной Ангары и сопки-горы на противоположном берегу.
Интересно, что тут можно гулять бесконечно и узнавать историю местных народов. Но еще строились целые улицы, так что уверен, что сейчас тут стало еще больше интересных объектов.
Еще один способ укрыться от ледяного ветра, это пойти в театр. В своих поездках я редко бываю в театрах, но Иркутский музыкальный поразил своим репертуаром - «Мертвые души» Гоголя поставили как мюзикл.
И тут тоже странное послевкусие: сначал все казалось бредом и сюрреализмом, поющие и танцующие помещики, потом появился огромный нос на сцене, шинель и хористы в образе самого Николая Васильевича. Но в конце вдруг показалось, что это по-настоящему интересное прочтение классика, с юмором и даже легким стебом.
Как еще повеселиться в городе - сходить на рынок. Почему-то мне попались очень веселые продавцы рыбы, которые рекламировали хариуса с шутками и прибаутками. А рыба была очень вкусной.
Не менее вкусные и конфеты местной фабрики. Можно купить как на самом рынке, так и в магазине на фабрике, куда я поехал и ради Знаменского монастыря. Ему более 330 лет. Тут похоронены декабристы и члены семьи, а также писатель Валентин Распутин. …А еще, ровно тут, напротив места впадения реки Иркут в Ангару, был убит адмирал Александр Колчак, который в 1920 году занимавший пост верховного правителя России.
Вообще Иркутск остался в моей памяти интересными встречами не только с историческими фамилиями, но и местными жителями. Веселые водители такси, среди которых была женщина (бывшая спортсменка, занимающаяся тяжелой атлетикой), влюбленные в свой край экскурсоводы, замерзающие от ветра туристы и просто гостеприимные официанты в кофейнях.
И о еде…
Главное национальное блюдо Иркутска - это бурятские буузы, которые тут можно попробовать везде. Самые вкусное, как заверяли местные, в дацане. Наверное, это так, но я больше изучал сам дацан, а не хотелось стоять в очереди за буузами. Что тоже показатель качествам и вкуса, раз люди сюда идут.
Факт о бузах
Они состоят из пресного теста, в которое заворачивают рубленое мясо. Однако поедаются горячие бурятские буузы особым способом: никаких столовых приборов, только держа в руках. Надкусывают и выпивают сочный горячий бульон, а затем съедают и саму буузу.
Официально считается, что буузы — это один из вариантов китайского блюда баоцзы, но есть и те, кто считает, что лакомство пришло из Тибета через Монголию. Изначально буузы жарили в кипящем жиру и только потом научились варить.
А еще мне в Иркутске понравились кофейни и милые ресторанчики, в которых скрывался от мартовских морозов.
И еще пару слов о климате. Помню, как однажды утром город был весь в тумане и будто тепло пришло в город. В уже днем я шел по солнечному морозному городу. Но уже через 10 минут снег лепил со всех сторон и не было видно встречного прохожего. Я тогда даже засомневался, что через 3 часа я смогу улететь. Но вот что странно, уже через 40 минут снова светил солнце и я благополучно улетел домой.
Какое послевкусие от Иркутска? - приятное. Главное, тут правильно выбрать одежду, чтобы ветер не сдувал, научиться наслаждаться видами деревянного зодчества и вкусами местных деликатесов.