Липецкий драматический театр на Соколе в эту субботу, 30 сентября, открывает сезон спектаклем по произведению Ивана Тургенева «Отцы и дети». vesti-lipetsk.ru побывали на генеральной репетиции накануне и пообщалась с художественным руководителем коллектива и режиссером Геннадием Балабаевым.
Геннадий Владимирович, почему для новой постановки вы выбрали произведение Тургенева? В чем секрет того, что классическая история «Отцы и дети» не теряет актуальность в современности?
Классика актуальна во все времена. Отцы и сыновья — вечная тема. «Нынешняя молодежь вызывающе себя ведет, неподобающе одевается», — эту фразу произнесли еще в Древней Греции.Кроме того, труппа диктует репертуар. Нельзя ставить Гамлета в театре, если нет Гамлета. Я видел — у нас же есть Базаров, есть Кирсанов. Значит, надо делать спектакль.
Как получилось, что у вас два Базарова? Роль будут исполнять Евгений Кузнецов и Михаил Труфанов.
На роль Базарова подал заявку еще один актер, я согласился — давай попробуем. Изначально я не видел Мишу в этой роли. У него комедийно-музыкальный талант, его эксплуатировали в этом амплуа. По сути, это его первая глубокая драматическая роль. Хотя он прекрасно сыграл в «Степкиной любви» по рассказам Шукшина, его персонаж не так часто появлялся на сцене. Тут же надо вести, эта роль как шампур, на который все нанизывается. Все другие герои раскрываются через него.
Что для вас важно в игре актера?
Степа Баженов — лучший в мире Кирсанов. Саша Иванцова, Лена Пронина — все прекрасно играют роли, сохранив свою индивидуальность. Для меня это важно, как для режиссера. Они наделяют персонажа своими эмоциями. Он получается живым, не картонным.
Какую мысль вы постарались донести до зрителей?
Меня больше всего поразила тема, на которую предыдущие режиссеры и критики не обращали внимание. Главный герой, очень одаренный и талантливый человек, поставил себя на службу идее, поставил идею выше любви, даже выше жизни, своей и чужой. Встретив любовь, он не знал, как с ней справиться.Основной посыл звучит словами героя. Его последнее желание было увидеть женщину, мимо которой он прошел ради идеи. Он просит у нее прощения и говорит: «Вы живите, жизнь коротка». Человек может строить планы, видеть себя на постаменте, а потом царапина, пустяк, и через три дня его нет. У Булгакова: «Человек смертен, и это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен». Никакая идея не превыше любви. Любовь и есть смысл жизни. Любовь объединяет все. Бог — это любовь, все мы частицы Бога. Ударив другого, я бью себя. Бог изучает себя через наши глаза.
Театральная труппа только вернулась из Смоленска с международного фестиваля «Родина». Тема была очень конкретная — Василий Теркин. Липецкие артисты показали «Небесный Тихоход». Зрители встретили очень тепло, а жюри высоко оценило игру актеров. В октябре коллектив поедет в Орел на Фестиваль спектаклей Островского с пьесой «Доходное место».
Сейчас артисты репетируют детскую сказку по «Алисе в стране чудес». Она выйдет в конце года под названием «Вслед за белым кроликом». Над ней работает режиссер из Петербурга.
Сокольский театр в этом сезоне планирует вывести спектакли на другой качественный уровень. Как рассказала директор Галина Кулешова, коллектив получил федеральную субсидию 21 миллион рублей, на которые приобрел современное звуковое и световое оборудование.