Детство и образование
Питер Пауль Рубенс был одним из шести детей, родившихся в рабочей семье кожевников, юристов и горожан в Антверпене, самом оживленном и богатом морском порту Европы того времени. Его отец Ян Рубенс, юрист и член городского совета, занимался политикой и другими общественными делами, в то время как его мать Мария Пайпелинкс была богатой наследницей и писательницей из Южных Нидерландов. Его назвали в честь празднования святых Петра и Павла, литургического праздника в честь древнего мученичества в Риме, который приходится на 29 июня.
В 1589 году Антверпен был глубоко затронут религиозными раздорами и войнами. Питер Пауль был воспитан в вере своей матери - римско-католической и получил образование в соответствии с гуманистическими традициями, которые включали изучение латыни и классической литературы. Он посещал школу в Кельне, где превзошел всех своих сокурсников, поскольку его отец привил своим мальчикам непреходящую любовь к учебе.
Жизнь Питера Пола при дворе началась в качестве посланника к дворянке и вдове. Это была не та должность, которую выбрал бы Питер Пол, поскольку живопись была более сильным призванием, но его мать хотела сделать из своего сына придворного из-за его природной дипломатичности. Поэтому, хотя "... отец умер, когда его сыну Полу было десять, красивый, умный мальчик стал придворным пажом, но уже рисовал...Его счастливый взгляд на мир, любовь к человеческой фигуре и хорошо накрытому столу привили Питеру Полу Рубенсу вкус к хорошей жизни. Он показал это в своем портфолио рисунков, прославляющих женщин, лошадей, игру богов и богинь, плодородные поля, танцующих крестьян, наполненные дымом конюшни, ощущение шелка и мехов, доспехов и мрамора, отмеченных его волшебными линиями ..." - объяснил Стивен Лонгстрит во введении к своей книге "Рисунки Рубенса" (1964). Этот юношеский опыт придворной жизни, общения в дворянских и королевских кругах пригодился в дальнейшей жизни, поскольку молодой Рубенс обрел уверенность в себе и знание необходимого социального протокола для общения с аристократическими и королевскими покровителями.
Ранний период
В возрасте 13 лет Питер Пол и его 16-летний брат Филип были вынуждены найти более прибыльную работу, чтобы прокормить свою семью после смерти отца и дорогостоящего замужества их сестры Бландины. В 1591 году, в возрасте 14 лет, Рубенс был учеником Тобиаса Верхета, дальнего родственника и малоизвестного пейзажиста, не вдохновлявшего его в Антверпене. Через год он начал работать в мастерской Адама ван Ноорта, более талантливого художника-фигуристки и популярного мастера среди студентов, где он оставался в течение четырех лет. Затем он был назначен старшим учеником самого опытного художника Антверпена Отто ван Вина, выдающегося среди художников истории города. К 1598 году, в возрасте 21 года, Питер Пауль получил квалификацию независимого художника Гильдии. Он мог говорить на латыни, греческом, французском и итальянском языках, а также на фламандском и испанском языках своего родного дома. В течение трех лет он получил звание франк-мэтра Гильдии Святого Луки, что было обязательным требованием для любого художника нанимать подмастерьев или продавать картины широкой публике. Гильдия состояла из энергичных художников, печатников, изготовителей керамики, шрифтовых дизайнеров и ювелиров, которые обеспечивали контакты друг с другом из всех слоев общества.
В мае 1600 года Рубенс отправился в Италию, где впервые посетил Венецию, чтобы увидеть картины Тициана, Веронезе и Тинторетто. На него сразу же оказали влияние богатые цвета и драматические композиции. В Венеции он также познакомился с джентльменом, работавшим на герцога Мантуанского, Винченцо Гонзага, который был настолько впечатлен дружелюбным, трезвым и самодисциплинированным характером Рубенса, что порекомендовал его герцогу, который был "... человеком, очень любящим роскошь, живопись и все свободные искусства ...", как объясняет Кристин Лозе Белкин в своей книге "Рубенс". Рубенс стал придворным художником герцога, который финансово поддерживал его поездками в Рим и Испанию для изучения классического искусства, написания собственных шедевров и создания копий картин итальянских мастеров, в том числе Микеланджело, Рафаэля, Леонардо да Винчи и Караваджо. Много лет спустя сам Рубенс писал: "Я много лет служил семье Гонзага, и пока я был молод, прелести пребывания в этой части Италии были мне очень по душе".были мне очень по душе".
Зрелый период
Рубенс также рекомендовал герцогу достойные покупки произведений искусства и выполнял дипломатические миссии, пока не вернулся в Италию в 1604 году. Он и его брат Филип снимали квартиру со студией, нанимали прислугу и любили развлекать своих друзей, с которыми обсуждали свои работы. Во время второго визита в Рим Рубенс изучал древнегреческие и римские скульптуры, а также продолжил знакомство с мастерами эпохи Возрождения. Его собственный совет содержится в единственном сохранившемся фрагменте его теоретических записей из ныне утраченной записной книжки: "...Я убежден, что для достижения наивысшего совершенства необходимо полное понимание статуй, более того, полное погружение в них; но нужно разумно использовать их и прежде всего избегать эффекта камня ...". В этот период он написал много портретов, оказавших влияние на более поздних художников, таких как
В октябре 1608 года Рубенс внезапно покинул Рим, узнав, что его мать серьезно больна, но к тому времени, как он добрался до нее, она скончалась. Он решил остаться в Антверпене и в сентябре 1609 года стал придворным художником эрцгерцога Альберта и эрцгерцогини Изабеллы в Брюсселе. Вскоре после этого Питер Пол влюбился в Изабеллу Брант, восемнадцатилетнюю племянницу жены его брата. Рубенс и очаровательная и умная Изабелла жили с ее семьей, пока он строил для них новый дом, который теперь называется Музеем Рубенса, и который был закончен к 1615 году. На этой вилле в итальянском стиле в центре Антверпена располагалась его мастерская, где работал он сам и его ученики, а также его личная коллекция произведений искусства и библиотека, которые были одними из самых обширных в городе.
За это время Рубенс расширил свою студию, включив в нее многочисленных учеников и ассистентов, самым известным из которых был молодой Энтони ван Дейк, вскоре ставший ведущим фламандским портретистом. Он также часто сотрудничал со многими специалистами, работающими в городе, в том числе с художником-анималистом Франсом Снайдерсом, который изобразил орла в своем шедевре "Связанный Прометей", и со своим хорошим другом, художником-цветоводом Яном Брейгелем Старшим.
В течение десятилетия с 1610 по 1620 год мастерская Рубенса изготовила огромное количество алтарных изделий для римско-католических церквей. Рубенс чувствовал себя обязанным смешать фламандский реализм с мощью и огнем Микеланджело, используя при этом цвет, подобный Тициановскому. Также было создано множество картин, основанных на светских сценах мифологии, истории, аллегории, портретах, пейзажах и охоте, из которых Рубенс лично нарисовал наиболее важных людей и разделы. Исследователь Рубенса Кристин Лозе Белкин отметила, что датский придворный врач Отто Сперлинг наблюдал за процессом во время посещения мастерской Рубенса в 1621 году, когда "... большое количество художников работали каждый над своей работой, для которой мистер Рубенс предоставил рисунки мелом с добавлением цветных штрихов здесь и там. Молодые люди должны были полностью обработать их краской, пока, наконец, мистер Рубенс не добавит последние штрихи кистью и красками. Все это считается работой Рубенса; таким образом, он сколотил большое состояние, а короли и принцы осыпали его подарками и драгоценностями."Рубенс утверждал, что "... благодаря природному инстинкту, он лучше приспособлен для выполнения очень больших работ, чем маленьких диковинок". Эта особая сила и талант сыграли очень важную роль в его карьере, когда его внимание переключилось с Антверпена на королевские европейские дворы.
Между 1627 и 1630 годами дипломатическая карьера Рубенса была в самом разгаре, когда он перемещался между дворами Англии и Испании в попытке установить мир между двумя странами. Более личной причиной путешествия было то, что летом 1626 года умерла его жена Изабелла, вероятно, из-за чумы, и ему захотелось сменить обстановку. Как сказал художник, по словам Кристин Лозе Белкин "...Я думаю, было бы целесообразно отправиться в путешествие, чтобы отвлечься от многих вещей, которые неизбежно возобновляют мою печаль ... Новинки, которые предстают перед глазами при смене страны, занимают воображение и не оставляют места для рецидива горя ".
К сожалению, эти дипломатические встречи не имели большого политического значения. Тем не менее, Рубенса высоко ценили. Он был посвящен в рыцари Карлом I Английским, Филиппом IV Испанским и удостоен почетной степени магистра искусств в Кембридже в 1629 году. Он возобновил изучение картин Тициана; говорят, что Рубенс скопировал каждого Тициана из коллекции короля Филиппа. Он также подружился с 29-летним, вскоре ставшим печально известным придворным художником Диего Веласкесом.
Поздний период и смерть
Последние десять лет Рубенс свободно выполнял самые интересные заказы и вдохновлялся собственным творчеством в Антверпене и его окрестностях. В 1630 году, в возрасте 53 лет, он женился на племяннице своей первой жены Изабеллы, прекрасной 16-летней Хелен Фурмент, которую он также использовал в качестве модели во многих своих картинах.
За эти последние десять лет Хелен родила Рубенсу пятерых детей. Измученный подагрой или артритом, Рубенс стал хрупким, но все же продолжал работать. В 1634 году он писал своему другу: "...Сегодня я так перегружен подготовкой к триумфальному въезду кардинала-инфанта, что у меня нет времени ни жить, ни писать... Я полагаю, вы не остались бы недовольны изобретательностью и разнообразием сюжетов, новизной дизайна и удобством их применения ". В 1635 году он купил загородное поместье недалеко от Антверпена, Хет Стин в Элевайте, где писал в основном пейзажи сельской местности, населенной людьми в гармонии с природой. Он умер в мае 1640 года, и его останки были похоронены в Якобскерке в Антверпене.
Цитата из Ювенала, римского поэта-сатирика, была высечена на камне над входом в сад Рубенса. Как объяснил Сэмюэл Эдвардс, это было подходящее описание сердечной и хорошо прожитой жизни Рубенса: "...Давайте оставим богам заботу о том, чтобы раздавать нам свои блага и давать нам то, в чем мы больше всего нуждаемся. Они любят мужчин больше, чем мужчины любят самих себя. Давайте попросим их только о здоровье тела и здравомыслии, о сильной душе, свободной от страха смерти и не тронутой гневом или тщеславными желаниями ".
Наследие Питера Пола Рубенса
Его глубокое стилистическое влияние охватывает более трех столетий - от ван Дейка до импрессиониста Ренуара. В Италии он оказал влияние на художников эпохи барокко Пьетро да Кортона и Луку Джордано. В Испании он подружился с Веласкесом и оказал на него влияние, а в Англии - с Томасом Гейнсборо и сэром Джошуа Рейнольдсом. Французский художник-романтик 19-го века Эжен Делакруа писал, что Рубенс "... выводит человека за пределы, едва ли достижимые самыми выдающимися художниками; он доминирует над человеком, он подавляет его, со всей своей свободой и смелостью".