Найти в Дзене

Стоицизм. С чего начать и что читать?

С чего начать изучение стоицизма? Школа стоицизма много столетий назад прекратила свое существование, а философия к нашему времени полностью выродилась в софистику, оторванную от реальности и жизни, из-за чего современные академические философы неспособны дать какое-либо внятное пояснение сути стоического учения. Поэтому изучать настоящий и подлинный античный стоицизм вам придется самостоятельно. Но не переживайте, дело это вполне посильное. Как говорится, не так страшен стоицизм, как его трактуют. Современные книги по стоицизму можно смело не читать. Уильям Ирвин, Массимо Пильюччи и иже с ними дают поверхностное и, главное, ошибочное представление о сути античного стоицизма. Чтобы мои обвинения не казались голословными, можете посмотреть мой разбор одной из глав книги Массимо Пильюччи "Как быть стоиком", посвященной теме Дихотомия контроля. Читать нужно античную классику. Рекомендую ее читать в следующем порядке: По сути, Эпиктета, Сенеки и отрывков Музония Руфа вполне достаточно для

С чего начать изучение стоицизма? Школа стоицизма много столетий назад прекратила свое существование, а философия к нашему времени полностью выродилась в софистику, оторванную от реальности и жизни, из-за чего современные академические философы неспособны дать какое-либо внятное пояснение сути стоического учения. Поэтому изучать настоящий и подлинный античный стоицизм вам придется самостоятельно. Но не переживайте, дело это вполне посильное. Как говорится, не так страшен стоицизм, как его трактуют.

Современные книги по стоицизму можно смело не читать. Уильям Ирвин, Массимо Пильюччи и иже с ними дают поверхностное и, главное, ошибочное представление о сути античного стоицизма. Чтобы мои обвинения не казались голословными, можете посмотреть мой разбор одной из глав книги Массимо Пильюччи "Как быть стоиком", посвященной теме Дихотомия контроля.

Читать нужно античную классику. Рекомендую ее читать в следующем порядке:

  1. «Энхиридион» Эпиктета. В любом переводе, кроме распространенного перевода на русский Тыжова. Это неточный и вредительский перевод, достойный лишь того, чтобы растапливать им печку. Я рекомендую начинать с перевода Алены Ковалевой, который бесплатно можно скачать на Литресе под названием "Руководство к жизни". Он не всегда точен с точки зрения пословного перевода, но он не противоречит логике стоического учения. Комментарии Симпликия к «Энхиридиону» тоже можно не читать. Симпликий не был стоиком, а был неоплатоником, так что какой-то стоической ценности в них нет.
  2. Сенека. Все его сочинения и письма. Просто, понятно, без всяких заумственных размышлений. Все четко и по существу. Именно так и должны выглядеть труды по той самой настоящей философии. «Письма к Луцилию» в виде аудиокниги есть в атмосферной начитке Владимира Сушкова. Отдельно рекомендую уделить внимание произведению "О гневе". С него можно начать самостоятельно практиковать стоицизм.
  3. Музоний Руф. Его фрагменты - это хорошее дополнение к Сенеке.
  4. «Беседы» Эпиктета. «Беседы» содержат в себе всю суть стоической этики, но написаны они непростым языком, и для того, чтобы в них разбираться, нужно уже иметь базовые представления о стоицизме, которые вы сможете получить у Сенеки, Музония Руфа и разбирая «Энхиридион».
  5. По желанию можно прочесть Марка Аврелия. Именно по желанию, потому что его "Медитации" часто похожи на разгадывание ребусов, поскольку написаны так, что предоставляют широкое поле для разнообразных трактовок и интерпретаций. Плюс не надо забывать, что Марк Аврелий - это ученик, а Эпиктет, Музоний Руф и Сенека - учителя стоицизма. Это я к тому, что даже если предположить, что у Марка Аврелия был очень хороший учитель-стоик, то далеко не факт, что Марк Аврелий на 100% правильно понял стоическое учение и изложил его в своих «Медитациях».

По сути, Эпиктета, Сенеки и отрывков Музония Руфа вполне достаточно для того, чтобы понять этику стоицизма. А чтение Марка Аврелия и попытки разобраться в им написанном, могут серьезно увести в сторону.

На этом в общем-то все. Хотя еще есть пятитомник отдельных фрагментов ранних стоиков, которые перевел Столяров, но я, признаться, не могу сказать, есть ли в их прочтении какая-то практическая, а не энциклопедическая польза.

В конце концов, если у вас возникнет желание углубить или дополнить свои представления об античном стоицизме и философии в целом, то, на мой взгляд, лучше читать "Диалоги" Платона, их хватит надолго. Тем более что и у Эпиктета, и у Сенеки Сократ был в большом авторитете. А также "Сократические сочинения" Ксенофонта, в которых отдельно уделено внимание не только рассуждениям, но и образу жизни Сократа.

И еще раз, упаси вас Зевс, пытаться разобраться в стоицизме, читая книги Массимо Пильюччи или Уильяма Ирвина. Ничего, кроме вреда, это вам не принесет. Как и чтение «Энхиридиона» в переводе Тыжова. Удачи.

P.S. Если у вас конкретные вопросы по прочитанным книгам или по практике стоицизма, можете задавать их в чате "Тот самый Стоицизм" в Телеграме. Желающие записаться на личную консультацию могут писать прямо в Телеграм @AndreyTSKY.