Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Психологический анализ рассказов А.Грина. 87. "Алые паруса. 1. Предсказание"

«Тот, кто хочет понять символ, всегда идет на риск». (О.Уайльд)

Алые паруса, 1920 — 1 (Предсказание)

Феерия была напечатана в 1922 году, но Грин читал ее уже в 1920, поэтому я выбираю дату создания повести для хронологии своего психологического анализа произведений писателя. Замысел «Алых парусов», как писала Вера Калицкая, Грин вынашивал пять лет. Ее черновик лежал в его походной сумке во время военной службы.

Погибает и уходит в рай юная героиня рассказа «Карнавал» (1918) Эмилия (см. Анализ 85). С этого же события смерти юной женщины начинается феерия «Алые паруса». Умирает от воспаления легких и по словам соседки, отправляется в рай, жена Ленграна, Мери, не захотевшая продавать свою любовь в обмен на жизнь и оставившая дочь — Ассоль.

Впервые таким именем свою героиню Грин называет в рассказе «Вокруг света», 1916 - см. Анализ 77. Мери похожа на Ассоль из рассказа «Вокруг света» тем, как беззаветно ждет своего странника-мужа. А еще раньше мы встречаемся с Ассунтой — героиней рассказа «Трагедия плоскогорья Суан», 1912 — см. Анализ 53, писатель представляет в нем свой женский идеал. Сама же Ассоль из «Алых парусов» очень похожа на сумасшедшую Ассоль из рассказа «Враги», 1917, увидевшая своего мужа своим внутренним взором, не так, как видят его другие - см. Анализ 80.

Отец и дочь. Напомню, что эта тема появляется еще в рассказе «В Италию», 1907 — самом первом опубликованном рассказе Грина (как встреча в барском саду девочки и бегущего от погони и смерти революционера). Затем продолжается в рассказе «Маленький заговор», в котором писатель высказывает свою, говоря официальным языком, творческую программу защиты юных сердец и душ от разрушительных сил этого мира. В Анализе рассказа 24 я сравнила это с образом появления Афины из головы Зевса (рождение мужчиной без участия женщины).

Ленгран «...терпеливо проходил несвойственное мужчине сложное искусство ращения девочки», - так пишет об этом Грин в "Алых парусах".

Супергерой. Это определение я пишу впервые, однако тема супергероя (человека не похожего на других, стоящего выше других, характерна для Грина).

Решившись на месть, наказание и по сути убийство хозяина трактира Ленгран

«поступил внушительно, непонятно и этим поставил себя выше других, словом, сделал то, чего не прощают».

О таком герое рассказ «Происшествие на улице Пса» (анализ 26), будущий рассказ «Канат», роман, который уже обдумывает писатель - «Блистающий мир» и другие гриновские произведения.

Лес. Символ леса уже много и подробно был описан в анализах рассказов Грина. Слегка намеченный впервые в самом раннем «Случае», наиболее ярко, и мистично и реально, он возникает в рассказах «Кирпич и музыка», «Карантин», «Телеграфист из Медянского бора», «Окно в лесу», «Остров Рено», «Ночлег», «Тайна леса», «Таинственный лес», «Тихие будни» - почти во всех этих рассказах происходит таинственная судьбоносная встреча женского и мужского.

«Ассоль никогда не бывала так глубоко в лесу, как теперь. Ей, поглощенной нетерпеливым желанием поймать игрушку, не смотрелось по сторонам; возле берега, где она суетилась, было довольно препятствий, занимавших внимание. Мшистые стволы упавших деревьев, ямы, высокий папоротник, шиповник, жасмин и орешник мешали ей на каждом шагу; одолевая их, она постепенно теряла силы, останавливаясь все чаще и чаще, чтобы передохнуть или смахнуть с лица липкую паутину. ...Раз она оглянулась, и лесная громада с ее пестротой, переходящей от дымных столбов света в листве к темным расселинам дремучего сумрака, глубоко поразила девочку. На мгновение оробев, она вспомнила вновь об игрушке и, несколько раз выпустив глубокое «ф-фу-у-у», побежала изо всех сил».

Именно в лесу Ассоль пускает игрушечный кораблик с алыми парусами, когда идет его продавать с другими игрушками из Каперны в Лисс. А там же, углубившись в лес, встречает человека со сказочным именем Эгль, путешественника и собирателя песен, легенд, преданий и сказок, горожанина с видом охотника, поэта, который никогда не сочинял сам и который предвещает ей встречу с Греем. В Эгле мы могли бы узнать и Андерсена, и самого Грина и другого сказочника.

«Иди, девочка, и не забудь того, что сказал тебе я меж двумя глотками ароматической водки и размышлением о песнях каторжников» -

вот это про водку и песни каторжников очень по-гриновски (рассказы «Кирпич и музыка» и рассказы из периода тюрем и ссылок).

Эгль рассматривает кораблик «с любопытством слона, поймавшего бабочку». (Думаю, что таким слоном чувствовал себя сам писатель.) Вспоминается ранний гриновский рассказ «Апельсины», 1907 — см. Анализ 5. Вот что пишет в нем писатель о герое, живущем в мире своих грез и которому очень страшно увидеть реальность (встретиться с реальной девушкой, которую он начал воображать не такой, какая она на самом деле):

«Ему было тяжело и неловко, как человеку, уличенному в дурном поступке... И он думал о странностях человеческой жизни, о тайных извилинах души, где рождаются и гаснут желания, - двуликие, как и все в мире, смутные и ясные, сильные и слабые. И жаль было этих прекрасных цветов, пасынков жизни, обвеянных поэтической грезой, живущих и умирающих, как мотыльки, неизвестно зачем, почему и для кого»…

И сейчас в этом моменте через переживания Эгля писатель очень остро ощущает, в какую авантюру он неожиданно для самого себя спонтанно пускает свою героиню.

"Склонность к мифотворчеству - следствие всегдашней работы - было сильнее, чем опасение бросить на неизвестную почву семена крупной мечты".

Кораблекрушение. Игрушечная яхта с алыми парусами, как говорит Эгль Ассоль, терпит крушение. Мотив такого символического крушения в рассказах «Смерть Ромелинка» (Анализ 34), «Пролив бурь» (Анализ 42), «Сто верст по реке» (Анализ 75), «Продолжение следует» (Анализ 79), романе «Бегущая по волнам». И в таком реалистическом рассказе, как «Пассажир Пыжиков» (Анализ 50).

Крушение кораблика символично в том смысле, что мы застаем героиню феерии при надвигающемся на нее личном крушении, «взаимной ненависти, тени». Они с отцом благодаря «грехам» Ленграна перед лицом людей оказываются изгоями в своей родной деревне, людьми с малыми перспективами на счастливое будущее.

Море. После леса мы сразу же оказываемся на морском берегу.

Путь. Когда прекрасное будущее станет для девочки реальностью? Дважды повторяет Эгль: когда она станет большой, когда она вырастет. И саму ее он называет символически растением. «Слушай-ка ты, растение!» - обращается он к ней, подчеркивая это укорененное в земле, питаемое материей, землей движение и рост. Здесь мне хочется обратить особое внимание на ранний рассказ «Случай» и перечитать его анализ 3. В нем герой сравнивается с зеленым (отсюда псевдоним Грин) горохом, который лезет вверх, к небу, как в английской сказке «Джек и бобовый стебель», за что ему грозит страшное падение вниз. Вот с этим тяготением земли сражается Грин во имя чудесного соединения земли и неба (женского и мужского в их человеческих и божественных эпостасях).

Деревья, растения играют очень важную роль в произведениях Грина. Такому растению писатель посвятит и свой последний, неоконченный роман «Недотрога» (название цветка).

Как сам Эгль, лукав и Грин: символически он обещает всем нам, что с нами случится то же (встреча с храбрым красивым принцем), что и с Ассоль, героиней его феерии, когда мы ...вырастим. Вот только вопрос к нам:

когда это произойдет?

А пока перед нами, как и перед Ассоль, насмешки жителей Каперны, случайно узнавших эту историю.

-2

С.Бродский. Иллюстрация к феерии "Алые паруса", 1960-е годы

Автор: Орлова Ольга Анатольевна
Психолог, КПТ

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru