Найти в Дзене

Лукьяненко: зомби как люди? зомби и люди

У Сергея Лукьяненко есть книги, которые, как мне кажется, не до конца поняты и осознаны. Речь о его дилогии "Квази" и "Кайнозой", в которых описывается довольно избитая тема – тема зомби. Но Лукьяненко показал себя в этой теме оригинальным и глубоким писателем.

В произведениях поднимаются серьезные философские и моральные проблемы. И, как всегда у этого писателя, всё неоднозначно и непредсказуемо.

С одной стороны, легко замечается сатира на современное общество и архетипы массовой культуры. Но, в то же время, книги затрагивают вопросы смысла жизни человека и человечества, а также (куда без этого сегодня!) добра и зла.

Сюжет книг "Квази" и "Кайнозой"

На первый взгляд перед нами – детектив. Расследование ведут человек – Денис Симонов и квази-человек – Михаил Иванович Бедренец. Вместе они расследуют загадочные преступления.

Спойлеров не будет – книги нужно прочесть, погрузившись в созданную писателем причудливую атмосферу. Уверена, что большинство высоко оценят их и как детективы, и как человеческую историю.

В сюжете много странного и страшного. Тему зомби писатель раскрывает через отношения между людьми и квази-людьми – зомби, которые стали почти как люди. Но не люди. Хотя вроде и разумные, и вполне адекватные.

Квази – бессмертные, с холодной кровью вегетарианцы. И в этом их, на первый взгляд, основное отличие от людей.

Лукьяненко объясняет почему зомби однажды становятся почти как люди, и правда эта ужасна. В ней – глубокий смысл – некая аллегория, таким причудливым образом объясняющая возникновение и становление разума человека. Ведь до сих пор никто толком не объяснил почему человек однажды стал разумным. Ни материалистическая, ни идеалистическая теория ничего не проясняют. А вот то, что человек – самый опасный хищник на земле, известно давно и всем.

В первой книге ("Квази") человеку Денису Симонову, в процессе расследования, приходится решать большое число моральных проблем, которые, как обычно у Лукьяненко, не вписываются в стандарты правильного и неправильного. Денис начинает лучше понимать и квази, и самого себя, как нынешнего, так и прошлого – когда он потерял жену и сына в самом начале зомби-апокалипсиса.

Во второй книге, тоже с детективным сюжетом, выясняется причина, по которой люди умирали и становились зомби. Там же появляются и квази второго уровня – тоже бессмертные, как и первичные квази, но в остальном ничем не отличающиеся от людей: теплокровные, и уже совсем не вегетарианцы.

Объясняя эту странность, Лукьяненко придумал для зомби оригинальную схему перерождений, похожую на ту, что есть у бабочки, которая прежде была гусеницей, а до этого – куколкой.

Сюжетная линия в обеих книгах развивается по законам детективного жанра. Произведения автора легко читать, сюжет затягивает, герои живые и настоящие, даже зомби. Рекомендую к прочтению. Не слушайте тех, кто говорит будто Лукьяненко исписался. Все его книги отличаются оригинальным, ни на кого не похожим сюжетом и интересными героями, которые всегда поступают нестандартно – не так как этого ждет читатель.

***

Зная Лукьяненко, предположу, что он, создав оригинальную и очень самобытную фантастику, захотел через эти книги предупредить человечество в его желании бессмертия.

Бесплатным бывает только сыр в мышеловке. Бессмертие не дается даром. За него придется заплатить гибелью людей, потерей любимых, а, может быть, даже душой. Михаил Бедренец вроде бы хороший получился квази, и когда был просто квази, и когда перешел на следующий уровень: совестливый и даже добрый, справедливый. Но кто его знает как будет дальше. И нужно ли человечеству такое бессмертие, за которое приходится так дорого платить?

Буду рада, если мои очень даже немногочисленные читатели поделятся своим мнением об этих произведениях Сергея Лукьяненко

Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, комментируйте. Буду рада писать для вас