Найти в Дзене

Моранди.

В картинах Джорджио Моранди много чего нет.

Тут нет никакой особой, глубокой социальной идеи, как в полотнах мастеров 19-го века,

Василий Суриков. "Утро стрелецкой казни". 1881 г.
Василий Суриков. "Утро стрелецкой казни". 1881 г.

нет душераздирающей драмы,

Теодор Жерико. "Плот Медузы". 1819 г.
Теодор Жерико. "Плот Медузы". 1819 г.
Николай Ге. "Распятие" 1884 г.
Николай Ге. "Распятие" 1884 г.

нет борьбы за жизнь, азарта, адреналина.

Питер Пауль Рубенс. "Охота на львов". 1621 г.
Питер Пауль Рубенс. "Охота на львов". 1621 г.

Моранди, в основном, писал, всего-лишь, натюрморты.

Но даже в них, тоже, много чего нет: нет динамики и сложности композиции, нет прозрачности стекла и блеска металла, нет того эффекта изобилия, создаваемого сочетанием дорогостоящей кухонной утвари и снеди.

Франс Снейдерс. "Натюрморт с дичью". Около 1650 г.
Франс Снейдерс. "Натюрморт с дичью". Около 1650 г.
Ян Давидс де Хем. "Натюрморт с фруктами и омаром".1643 г.
Ян Давидс де Хем. "Натюрморт с фруктами и омаром".1643 г.

Несмотря на то, что пройти художнику пришлось через все потрясения 20-го века, в живописи Моранди нет никакого страдания, отчаяния, претензий к жизни, словом в ней нет никаких неврозов, нет той драмы, за счет которой в искусстве (в основном) и удерживается внимание зрителя.

Так что же тогда все-таки есть в этом художнике, что заставляет любоваться его картинами и, время от времени, к ним снова возвращаться ?

Поздний Моранди "нейтрален". Он чем-то напоминает Эрика Сати с его "меблировочной музыкой".

Буддисты учат остановке движения ума. На картины Моранди можно смотреть, что называется, тупо. Глядя на кривенькие вазочки и кубики, уму уже нет необходимости задаваться вопросом «что именно хотел сказать автор?». На скромных, тихих натюрмортах, глаз просто отдыхает, созерцая свежие колористические гармонии. Моранди не ставит целью заставить наш ум думать, возмущаться, ужасаться. Моранди успокаивает. Он мастер колорита, создающего медитативное состояние.

Моранди - это легкость тона, серебристость. Это такое соседство приближенных тонов, такое сочетание цветов, которое заставляет охристую вазочку казаться оранжевой, а серую бутылку - голубой. Поздний Моранди пишет полужидко, холст местами просвечивает сквозь краску, отчего натюрморты полны воздуха, они - "дышат".

Отдыха вашим рецепторам!

-8

-9
-10

-11
-12

-13

-14

-15

-16

-17
-18
-19

-20

-21

-22

-23

-24
-25

-26

-27
-28

-29