Найти в Дзене
Живописные истории

«Портрет девочки» кисти Камиля Коро

Эта картина Камиля Коро (1796–1875) может показаться скромной ступенькой в эпоху импрессионизма, и даже несколько ошибочной, поскольку это портрет, а не пейзажи Коро, которыми так восхищались Моне, Сислей и Писсарро. При жизни портреты Коро были гораздо менее известны; многие после написания сразу переходили в частные руки — художник часто дарил такие работы своей моделе. Его достижения как художника, изображающего человеческие фигуры, не были по-настоящему раскрыты до начала двадцатого века, когда некоторые из его более поздних женских портретов оставили свой след в творчестве таких художников, как Жорж Брак и Андре Дерен. Дерен владел одним из самых красивых ранних портретов Коро — «Луиза Ордуен в трауре» 1831 года. Но влияние Коро как пейзажиста на поколение импрессионистов было непревзойденным. Камиль Писсарро (1830–1903), например, называл себя eleve de Corot (выросшим из Коро), когда выставлял пейзажи в парижских Салонах 1864 и 1865 годов; на этих работах был явно виден тот фак
Камиль Коро «Портрет девочки», 1841 г.
Камиль Коро «Портрет девочки», 1841 г.

Эта картина Камиля Коро (1796–1875) может показаться скромной ступенькой в эпоху импрессионизма, и даже несколько ошибочной, поскольку это портрет, а не пейзажи Коро, которыми так восхищались Моне, Сислей и Писсарро.

При жизни портреты Коро были гораздо менее известны; многие после написания сразу переходили в частные руки — художник часто дарил такие работы своей моделе.

Его достижения как художника, изображающего человеческие фигуры, не были по-настоящему раскрыты до начала двадцатого века, когда некоторые из его более поздних женских портретов оставили свой след в творчестве таких художников, как Жорж Брак и Андре Дерен.

Дерен владел одним из самых красивых ранних портретов Коро — «Луиза Ордуен в трауре» 1831 года.

Камиль Коро «Луиза Ордуен в трауре», 1831 г.
Камиль Коро «Луиза Ордуен в трауре», 1831 г.

Но влияние Коро как пейзажиста на поколение импрессионистов было непревзойденным.

Камиль Писсарро (1830–1903), например, называл себя eleve de Corot (выросшим из Коро), когда выставлял пейзажи в парижских Салонах 1864 и 1865 годов; на этих работах был явно виден тот факт, что, поселившись в Париже в 1850-х годах, Писсарро обратился за художественным советом к мэтру.

Даже в портретной живописи Писсарро был в некоторой степени обязан Коро, как можно видеть при сравнении настоящей работы с картиной Писсарро 1872 года, изображающей его дочь Жанну.

Камиль Писсарро "Жанна Писсарро", 1872 г.
Камиль Писсарро "Жанна Писсарро", 1872 г.

Кроме того, родители художницы Берты Моризо (1841–1895) были дружны с Коро, и он сыграл решающую роль в её раннем развитии.

Большая часть творчества Альфреда Сислея (1839-1899), особенно выбор тем, немыслима без примера Коро.

А Эдгар Дега (1834–1917), в частной коллекции которого было семь работ художника, считал, что портреты Коро превосходят даже его пейзажи.

Берта Моризо "На балу", 1875 г.
Берта Моризо "На балу", 1875 г.

Ранние портреты Коро демонстрируют его очевидное взаимопонимание с детьми и молодежью.

В качестве натурщиков они подходили лучше всего его открытому характеру, кроме того он не требовал от своих моделей абсолютной неподвижности, что отлично устраивало совсем маленьких детей.

Его стиль в этих работах — это художественная простота и непринужденность исполнения.

Самая продолжительная серия портретов изображает его племянниц, дочерей сестры Аннет-Октави Сеннегон, с которыми художник делил загородное поместье семьи Коро в Виль-д'Авре, недалеко от Парижа.

Лучшей из этой группы является картина самой младшей из девочек, Луизы-Клер Сеннегон. Картина, отличается от остальных в серии своим пейзажным фоном; но совершенно характерна прямым открытым взглядом модели.

Камиль Коро "Портрет Луизы-Клер Сеннегон", 1837 г.
Камиль Коро "Портрет Луизы-Клер Сеннегон", 1837 г.

К сожалению, не на всех портретах Коро есть имена моделей.

Так, в первые годы своего пребывания в Италии он много рисовал местных жителей, а также изучал крестьян в национальных костюмах и позах, которые позже переносились в его пейзажи.

В его альбомах для рисования есть зарисовки француженок, на которых Коро явно наслаждался часто замысловатыми шляпками и модными прическами.

Камиль Коро "Итальянка (Агостина Сегатори)"
Камиль Коро "Итальянка (Агостина Сегатори)"

Данная картина ("Портрет девочки") вполне может принадлежать к раннему этапу: нам ничего не известно о большеглазой, серьезной девушке, оказавшейся между подростковым возрастом и взрослой жизнью и носившей свою необычную шляпу.

Общая палитра светла и приглушенна, ей контрастирует красный платок (и его резкая темная тень).

Если дата около 1841 года верна (надпись на картине частично неразборчива), то это один из последних портретов Коро в его ранней манере.

После этого он стал одевать своих моделей в менее современную, часто экзотическую одежду и придавал им вид и позу более вневременных фигур, отражающих поэтическое настроение, а не человеческую непосредственность, возникающую в результате живого и прямого наблюдения, как это было здесь.