Найти тему
Безумно Дивно

Немецкие корни «Аленки» и как продуманный маркетинг позволил Фердинанду Эйнему построить шоколадную империю.

Пожалуй, каждому из нас знаком вафельный вкус «Мишки косолапого» или аромат шоколадной плитки «Аленка». А может, Вам больше по вкусу кислый «Цитрон» или ореховый «батончик»?

Комплекс зданий фабрики «Красный Октябрь» на Берсневской набережной.
Комплекс зданий фабрики «Красный Октябрь» на Берсневской набережной.

Все любимые нами с детства конфеты производятся фабрикой «Красный Октябрь», основанной еще в середине XIX. На тот момент предприятие называлось в честь основателя - «Товарищество Эйнем». Профессионализм, щепетильный подход к делу и продуманный маркетинг позволил Фердинанду Эйнему превратить небольшую лавочку по продаже пиленого сахара в настоящую шоколадную империю. И как это происходило, будем разбирать в данной статье.

Известно, что в Россию кондитер Фердинанд Теодор фон Эйнем прибыл в 1846 г. В 1850 г. он открывает небольшую кофейню и мастерскую по производству пиленого сахара и шоколада на Арбате. С немецкой педантичностью Эйнем подбирает ингредиенты для своей продукции: исключительно отборные сорта какао и белый сахар. Только у Эйнема можно было приобрести качественный шоколад, изготовленный по европейским стандартам. Серьезный капитал предприниматель зарабатывает на поставках в армию в период Крымской войны. Производство переносится сначала на Петровку, а потом на Софийскую набережную. Продукция Эйнема получает почетные награды на мануфактурных выставках: бронзовую медаль в Одессе (1864) и серебряную медаль в Москве (1865). Дело росло и крепло, в связи с чем кондитер ищет компаньонов, готовых поддержать его. С 1869 г. Ф. Т. Эйнем приглашает в качестве компаньона Ю. Гейса, занявшегося поэтапным введением корпоративной культуры предприятия. Кондитеры «Товарищества Эйнем» имели 8-часовой рабочий день, питание в заводских столовых и место в общежитии, а также пенсию по выслуге лет. Часть доходов от продаж предприниматели жертвовали на благотворительность.

Эйнем прекрасно изучил вкусы москвичей и разработал уникальную рецептуру для каждой линейки своей продукции. Шоколад, конфеты, бисквиты, пряники, пастила, печенье – все это пользовалось большим успехом у столичных жителей. Однако было мало разработать качественный товар, его нужно еще реализовать! Большую часть продаж обеспечивали коммивояжеры, за которыми были закреплены определенные районы, но этого было мало для повышения узнаваемости бренда.

Фирменные магазины

Фирменные магазины предприятия располагались в самых престижных местах. Помимо сладостей, в них можно было приобрести различного рода сувенирную продукцию: коллекционные розы, музыкальные шкатулки, открытки, плакаты, календари, банки для сыпучих продуктов.

Упаковка

«Эйнем» уделял упаковке особое внимание и приглашал к сотрудничеству выдающихся художников того времени: И. Билибин, М. Врубель, В. Васнецов и др. Для упаковки продукции фабрики, помимо оберточной бумаги, использовались расписные жестяные коробки, которые были настолько красиво оформлены, что потом использовались многими хозяйками в быту.

Коллекционные открытки

Помните, как в фильме «Чарли и шоколадная фабрика» дети гонялись за золотым билетом, спрятанным в плитке с шоколадом? Вероятно, создатели фильма подсмотрели эту идею у Эйнема. С целью популяризации бренда, а также воспитания любознательности в маленьких потребителях продукции, фабрика на регулярной основе выпускала серии тематических открыток, которые вкладывались в коробки с конфетами. Каждый месяц – новая открытка. За все время было издано 60 серий: «Изобретения», «Художники», «Писатели», «Народы России», «Москва будущего», «100-летие Отечественной войны 1812 года» и тд. Некоторые из таких карточек были обнаружены мной в Доме Пашкова, где сейчас располагается читальный зал отдела картографических изданий РГБ.

«Танец какао»

Как, на Ваш взгляд, может звучать монпасье? А шоколад? По заказу фабрики композитор. К. Фельдман написал несколько мелодий, ноты которых дарили покупателям в качестве подарка за покупку и рекламного анонса новой продукции. Оцените названия произведений: «Шоколадный вальс», «Вальс монпасье», «Кекс-галоп», Вальс «Карамель Синяя Птица, «Танец какао».

Ноты «Кекс-Галопа» в музее «Роза Эйнема».
Ноты «Кекс-Галопа» в музее «Роза Эйнема».

Леденцы от кашля в театре

«Товарищество Эйнем» придумало еще один способ популяризации своего бренда – продажа леденцов от кашля. Да не где-нибудь, а в театрах. Рекламный баннер размещался на программке, так или иначе привлекая внимание зрителя. Страдающий кашлем театрал приобретал в буфете пластинки «Пектус» и смаковал их в течение всего представления, не докучая окружающим последствием своим недугом.

«Спасти Изу»

Случалось так, что не каждый товар находил своего покупателя. Похожая ситуация произошла и с конфетой «Иза». То ли обертка оказалась неудачной, то ли реклама просела, но так или иначе новинка «Иза» не стала пользоваться популярностью среди покупателей. Тогда на фирменных открытках начинает печататься романтическое стихотворение, в котором несколько раз упоминается имя Иза. «Кто эта таинственная Иза? Почему ей посвящено стихотворение?» – начинают интересоваться посетители магазина. «А это наша новинка, изволите-с попробовать?» - включается в диалог продавец. Таким тонким подходом «Иза» была спасена.

«Песнь об Изе», напечатанная на открытке.
«Песнь об Изе», напечатанная на открытке.

Розы в борьбе с конкурентами

Главным конкурентом «Товарищества Эйнем» было семейное предприятие Абрикосовых (ныне кондитерский концерн «Бабаевский»), чьи варенья, компоты и сиропы пользовались большой популярностью. Гейс решает высадить в крымских садах предприятия коллекционные розы, которые своим ароматом напитывали бы зреющие плоды. Благодаря этой мере, глазированные фрукты, компоты, варенье, цукаты, производимые на симферопольском предприятии, имели неповторимый вкус и тонкий цветочный аромат.

-8

Фердинанд Теодор фон Эйнем скончался в 1876 г. Часть его акций была выкуплена Гейсом, продолжившим общее дело. В 1889 г. в связи с расширением производства, Гейс приобретает участок на Берсеневской набережной, куда переносятся все производственные мощности предприятия. Фабрика-гигант строилась более 20 лет и стала памятником промышленной архитектуры.

Уже без Эйнема продукция фабрики продолжает завоевывать российское и международное признание: серебряная медаль на выставке в Антверпене (1885), золотая медаль на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде (1886), Гран-при на Всемирной выставке в Париже (1900). Товарищество начинает экспортировать свою продукцию в Персию, Китай и Ближний Восток. В 1913 фирма удостоилась звания поставщика Двора Его Императорского Величества.

После революции 1917 года фабрика была национализирована и переименована в «Государственную кондитерскую фабрику № 1», позже название сменили на «Красный Октябрь». На упаковке ставили пометку «бывшая «Эйнем». Идеология идеологией, а торговать как-то надо.

В советское время фабрика сохранила одну из лидирующих позиций в отрасли и приобрела статус экспериментального предприятия.

Фердинанд Теодор фон Эйнем завещал похоронить себя в Москве. Могила знаменитого шоколатье, за которой исправно ухаживает «Красный Октябрь», находится на Введенском кладбище. Юлиус Гейс также похоронен в Москве, но его могила была утрачена в ходе событий революционного лихолетья.

Дело Эйнема и Гейса устояло в период многочисленных потрясений, с которыми столкнулась наша страна, и продолжает жить, делая слаще жизнь уже не одного поколения россиян.