Вертолетная посадка на вершине Эвереста - это одно из самых сложных маневров в мире авиации.
- Высота более 4 тысяч метров, для всех типов вертолетов считается опасной. Только самые современные и технологичные вертолетные двигатели, способны подниматься выше.
- Но каким бы мощным не был двигатель, на высоте 4-5 тысяч метров, плотность воздуха уменьшается, а сам воздух становится резреженным, в связи, с чем ослабевает тяга лопастей вертолетных винтов.
На такой высоте вертолет уже ведет себя непредсказуемо. Скорость полета ограничивается аэродинамикой.
Тем не менее, в мире есть всего несколько человек, которые смогли поднять вертолет на высоту 8 тысяч метров
и даже посадить его на вершину Эвереста.
В мае 2005 года вертолет Eurocopter AS350B3 Squirrel B3, под управлением пилота – Дидье Дельсаля совершил удачную посадку на вершине Эвереста.
- На самой вершине пилот провел всего несколько минут.
Фактически это единственное, и максимально удачное приземление на вершине Эвереста, еще и заснятое на видео.
Более того, Дидье Дельсаль на следующий день повторил свой успех, вновь приземлившись на вершине Эвереста, тем самым доказав, что это возможно.
Но Дельсаль далеко не единственный счастливчик, достигший подобных высот.
Еще в далеком 1972 году (т.е. 50 лет назад), Жан Буле на вертолете Aerospatiale SA 315B Lama, поднялся на высоту 12442 метра. Этот рекорд остается не побитым и сегодня.
На вертолете - Aerospatiale SA 315B Lama другие пилоты поднимались на высоту 8 тысяч метров в других уголках планеты.
За последние 10 лет, после рекорда Дельсаля, на Эвересте, многих пилотов заставляли обстоятельства подниматься на высоту 6-7 тысяч метров, чтобы помочь альпинистам терпящим бедствие, но многие такие полеты завершились трагически.
- С тех пор попыток поднять вертолет выше 7 тысяч метров никто не предпринимал, т.к. это просто очень опасно.
Вертолет всегда специально адаптирован, для полетов на большой высоте.
- Учитываются следующие факторы: Погодные условия, масса загрузки, максимальный разгон двигателя, состояние вершины, наличие льда и т.д.
- Во-вторых, пилот должен иметь большой опыт полетов в экстремальных условиях и обязательно пройти специальную подготовку.
Из технических нюансов посадки на вершине Эвереста можно отметить, что вертолет должен быть максимально облегчен, а электронная система управления двигателем, поддерживать постоянный режим форсажа.