"Хотелось бы сказать сегодня о труде, как о радости. Тому что есть у трудящегося человека, но нет у Ангелов. Тому чему радоваться может рабочий человек, но не могут Ангелы - уверяет протоиерей Андрей Ткачев. - Ни радость от испечённого пирога, ни радость хозяйки о сытых гостях, ни радость о чистом доме неизвестна Ангелам. Потому что они не пекут, не подметают, у них другая забота…
А все эти маленькие радости: и радость гладко выструганной доски, что скоро станет основанием столешницы, не присуща Ангелам, и то, что после человеку будет радостно на долгие годы им не присуще. Это чисто человеческие радости.
Человек сотворен как соработник Бога. И те профессии, которые нам сегодня кажутся никчёмными, немодными, неинтересными освященные. Пастухом был Давид, плотником - Иосиф, садовником - Адам...
Да и сейчас мы мысленно поддерживаем тех миллионеров, которые не дают детям просто так свои деньги, а посылают развозить пиццу, продавать мороженное, мыть окна в небоскрёбе, и все для того, чтобы потом не бояться передать ему свои миллионы, не пугаться, то ты он их растранжирит, потому что будет знать, как нелегко заработать свою копеечку.
Раньше так делали люди чаще. К примеру, кондитер Абрикосов, и его кондитерская, в том числе Бабаевская. Это "Абрикос и сыновья".
Она потом была национализирована. Но пока этот самый Абрикосов всю жизнь занимался производством шоколада и мармеладок, на чем заработал миллионы. И он не просто собирал "калым" каждую неделю. А заворачивал свои же конфеты, отправлял их дальше по линейки.
То есть человек работал. Мог весь день провести с рабочими, находя радость в том, что он работает руками. А сегодня человеку хочется иметь всё, при этом ничего не делая.
Но такие мысли шакальские, лакейские, гадкие. Таким людям радостно от украденного, не отданного, во много раз завышенного, трудом не заработанного. Нет той радости от собственными руками сделанного – а этому нужно тоже человека учиться и учить.
Эта радость доступна и штукатуру, и плотнику, и авторемонтнику.
И люди ведь разные у станков бывают, одному бы быстрее деньги взять за ремонт, а то что она "на соплях" потом будет держаться и уже через неделю сломается, его не беспокоит, другой же сделает с любовью, на совесть, что потом машина будет долго ездить, как новенькая.
Но зависит это от того, как сам человек относится к труду.
Так вот такими были и Морозовы. Сначала старший, когда за 80 км раз в месяц или в две недели ходил пешком из Орехова в Москву, чтоб продать ленты, домашний текстиль, мануфактуру. То есть они трудились работали и потихоньку деньгами обрастали.
Старший Сава морозов стал промышленником по текстилю, а младший получил хорошее образование, стал химиком и красил дубильные вещества, много проводил время в химических лабораториях.
Он даже говорил, что он работает, значит существует, но в хорошим добром смысле этого слова.
А также были люди, которые строили то, чем мы сейчас пользуемые. И делали они все на совесть, думали о будущем поколении. К примеру, Строгановское училище. Сергей Строганов - великий меценат построил его и многие студенты даже не знают, ходя в аудитории, кто был к тому причастен.
А музей Пушкинский, которым мы сегодня пользуемся, хозяин, "первопроходец" ведь тоже много в него вложил, занимался выделкой изделий из стекла, имел стекольную мануфактуру, за огромные миллионы создал Пушкинский музей.
А что останется после сегодняшних миллионеров, от большинства из них? Ничего, кроме имени в Википедии. А те оставляли. Потому что любили то, что делали, потому что работали, не ленясь, с душой. И не стеснялись одеть на себя фартук, взять в руки мастерок, копнуть лопатой на стройке. Всё это было им доступно, потому что труд – был им в радость. Радость от созидания, радость от отдавания, радость от полезно проживаемого времени. Эта вещь воспитуемые, она сама в человеке не рождается. Она должна быть воспитана. И стоит об этом подумать, над этим потрудиться. По крайней мере, тем, кто называет себя отцом и матерью".