Дабы понять задумку режиссера фильма «Кривые линии Бога», надо обратиться к генеалогии предложенного вам сюжета. Тем более что психушки (наряду с кладбищем и пустующими особняками) - едва ли не самая распространенная локация в мрачном кино.
Что легко объяснимо, ибо ужасы пугающей своими нравами английской психиатрической лечебницы Бедлам стали нарицательным. К чему ныне стремится Аркхем – аналогичное заведение из «Вселенной Тёмного Рыцаря».
Многие находили, что «Кривые линии Бога» как фильм, вышедший на экраны в 2022 году, походил на «Остров проклятых» или «Обитель проклятых», что не совсем верное суждение, так как эти известные ленты были вызваны к жизни оригинальным мексиканским фильмом 1983 года, так сказать, «подлинными» «Кривыми линиями».
А тот был творческой импровизацией на тему триллера «Шоковой коридор» (1963), в котором журналист прикидывается безумным, дабы провести расследование странной смерти, случившейся в стенах одной психиатрической лечебницы.
Только мексиканский режиссер Тулио Димикели кардинально измени посыл произведения Сэмуэля Фуллера, решительно отказавшись от идей социо-фрейдизма. Мол, душа явление более сложное, нежели допущения психоаналитиков.
В итоге ремейк, предпринятый год назад уже выдающимся испанским режиссером Ориоло Паоло («Тело», «Невидимый гость») – это своего рода ответ опять же фрейдистским и гендерным идеям, положенным в основу исторического триллера «Бал безумных женщин», действие которого вновь разворачивается в психиатрической лечебнице.
Испанский режиссер своим новым творением вам открыто говорит, что всё много сложнее, нежели может показаться на первый взгляд. А потому избрал центральной темой характерную для нуара категорию, а именно, манипуляции. Кто врет в предложенной вам истории, очень сложно понять, ибо правыми могут оказаться все.
В лечебнице под видом пациентки оказывается женщина, частный детектив, которой поручено расследовать одну таинственную смерть. Однако в итоге выясняется, что у неё - анонимный наниматель, а все свидетели её вменяемости, обитающие во «внешнем мире», загадочным образом исчезли.
В нуаре как мрачном мета-жанре глобальные мистификации и разнообразные конспирологические модели не являются чем-то исключительным, особенно если речь идёт о больших деньгах. А ещё это отсылка к знаменитому социологическому эксперименту, когда совершенно здоровым людям надо было доказать психиатрам, что он не больны.
Ни один не справился с этим заданием. Вы говорите, что здоровы? Все так говорят. Вы - часть тайного эксперимента? Как интересно, как интересно… В итоге вы сами как зритель становитесь частью манипуляций, чему содействует такой сценарный прием, как «воспоминание о будущем».
Вы полагаете, что вам показаны сцены из прошлого, но на самом деле это происходит в «настоящем», в то время как основное действие уже случилось. Тонкий намёк, что самое время вернуться к одноименному мексиканскому триллеру 1983 года, от которого ведут свой отсчет и «Остров проклятых», и «Запрещенный прием», и многие другие знаковые проекты.
Что касается названия фильма, то есть два смысла. С одной стороны, это отсылка к знаменитой максиме, что «пути Господни неисповедимы» (прямо-таки мистическая характеристика сюжетного твиста). С другой стороны, подразумеваются каракули, что выводят в прописях Бытия «высшие силы», создавая «иных людей».