Распространенный диалог с собственником некрупного бизнеса...
- Какая у вас стратегия?
- Получить прибыль... естественно
- Какую прибыль?
- Чем больше, тем лучше!
- Понятно. А какую именно прибыль? Предполагаю, что чистую...
- Ну, да. Конечно!
- Вы говорите про бухгалтерскую или управленческую?
- Ну, это ведь почти одно и тоже - про любую прибыль!
- [по последнему утверждению на этом этапе объяснять ничего не будем...]. А зачем вам чистая прибыль?
- Как зачем!!! Реинвестировать, чтобы развивать бизнес дальше, и/или выплачивать себе дивиденды
- А вы допускаете вариант, что чистая прибыль есть, а денег на расчетном счёте нет для реинвестирования/ дивидендов?
- Нет, не думал об этом.... Так быть не должно/ не может...
- Поверьте - может. И с учётом этого, точно ли ваша стратегия -это получение чистой прибыли?..
- 😤.... ой всё, не грузите больше меня(( у меня все ок
Поясним...
На этапе стартапа основной целью часто (но не всегда!) ставят увеличение доли на рынке и, соответственно, рост выручки.
➡️ Когда компания подрастает и от венчурного финансирования переходит к кредитованию (банковский кредит, лизинг и т.д.), то начинает задумываться над эффективностью.
💯 Появляются цели по рентабельности, по размеру чистой прибыли, EBITDA (если уже говорить про крупный и средний бизнес) - про bankability выше писал.
➡️ После выхода на IPO - капитализация.
При этом в любом случае независимо от масштабов бизнеса бывает очень полезно (для них самих, в первую очередь), когда учредители фиксируют и четко оговаривают дивидендную политику на ближайший год.
👋 Термин "дивиденд" я здесь использую в широком смысле, т.е. это не только выплаты по акциям в АО, но и любой вывод средств собственником из бизнеса для личных целей (будь это хоть ИП, хоть ООО).
Ведь как часто в малом бизнесе наблюдаешь картину, когда ставишь управленческий учёт: собственник сегодня из бизнеса взял N-ную сумму на какую-то крупную личную покупку, завтра то ли вернул обратно, то ли нет - кто ж потом это разберёт...
👌Так вот эта самая "дивидендная политика" в малом бизнесе может фактически сводиться к следующим основным тезисам:
☑️ какую долю чистой прибыли (или размер в абсолютном выражении) реинвестировать в бизнес, а какую выплачивать в виде дивиденда
☑️ с какой заранее оговоренной периодичностью (раз в месяц/ квартал/год) выплачивать дивиденды.
В этом плане хорошо работает один из двух видов див. политики: "Стратегия стабильного размера дивиденда" и "Стратегия стабильного дивидендного выхода".
Для кого это нужно?
❗️Для самого собственника/собственников - это как гигиена или утренняя зарядка... либо соблюдаешь сам правила, которые установил, либо продолжаешь жить в неуправляемом хаосе.
Больше полезной информации в ТГ-канале "Менеджмент налегке"