Спектакль «Цианистый калий… с молоком или без?» / детективная комедия с элементами черного юмора
Автор: Хуан Мильян
Режиссер и автор художественного оформления: Николай Гадомский
Художник по костюмам: Марина Сахаровская
Забайкальский краевой драматический театр
Режиссер Николай Гадомский после ряда непривычных для читинцев по форме, но вполне обычных по жанру спектаклей, пошёл ва-банк, выбрав чёрную комедию «Цианистый калий... с молоком или без?». О постановке спорят, советуют друзьям или отговаривают. Знакомство с новым жанром для многих получилось неоднозначным.
Классика чёрной комедии – смеяться над тем, что в жизни вызывает слезы, легко относиться к серьезным темам. Потому мир этого спектакля существует по кардинально отличным от принятых в обществе законам. Кроме того, действие происходит в Испании, где к смерти в принципе относятся совсем не так почтительно, как в России, например.
Мир наизнанку проявляется в сценографии спектакля. Полуразрушенные крыши, скатами в гостиную, водосточные трубы в комнате и наружное крыльцо перед входной дверью не дают четко определиться внутри или снаружи дома происходит действие. Мрачные стены в паутине, одинокая полукруглая печь, грубый деревянный стол и кресло-качалка – все в темных тонах. Отдаленно напоминает обстановку склепа, если бы там была уместна мебель. Макабрическая атмосфера жилого пространства поддерживается героями. Смерть в этом доме видится желанным гостем. Парализованная Адела с одинокой дочерью Лаурой планируют грядущей ночью отравить цианистым калием старого деда – Дона Григорио. Дед тут же, на сцене – в пустой раме является живым портретом, постоянно стонет, стараясь делать это как можно более зловеще. Под усиленные эхом, басами и колонками звуки ведутся светские разговоры с соседками, которые ежедневно приходят в надежде поздравить семейство со смертью старика, а главное – хорошенько поужинать, поминая покойника. Прислуживает полоумная Хустина – 25-летняя девушка с наивным мышлением пятилетнего ребенка. У каждого есть свой кот в мешке. Имеется и охотник за тайнами, местный Шерлок Холмс – карикатурный герой с манией детектива. Размеренно пьют чай, обнимаются, плетут интриги – в общем, живут герои, которые недалеки от смерти: с выбеленными лицами, в костюмах не по размеру и в лохмотьях, тоже темных тонов – эти люди, будто мертвецы, разложившиеся физически и морально.
«Цианистый калий…» – буффонада, требующая от актеров непривычного для них способа игры: вместо психологической манеры – условная. Опытные артисты умело используют комические приемы, но холодной отстраненности от переживаний собственных героев на весь спектакль им не хватает. Молодым это, напротив, удалось неплохо. Они смело пустились в предложенный режиссером эксперимент, и азарта хватило для создания цельных, по-своему живых героев. Контрабандист Гильермо (Дмитрий Шестаков) все время будто на шарнирах, подвижный и неунывающий, он упивается своей игрой на публику, а вместе с тем чувствуется удовольствие, которое эта игра доставляет артисту. Его жена Хустина (Диана Артемова) – инфантильная дурочка, быстро меняющая настроения. Актриса нашла неестественные интонации, научилась растягивать слова и ненавязчиво опускать окончания, будто это происходит от чрезмерной легкости мыслей.
Так спектакль стал открытием жанра и ярких актерских работ. За этим растворились важные смыслы, ведь в мир этих мертвых попадает обычная женщина Марта. Для нее такой мир – дикость и ужас. Ключевой для всего спектакля контраст должен был привести к ощущению, что законы «вывернутого» мира все чаще действуют в обычной жизни, уже не вызывая удивления. Причина – тотальное отсутствие любви, превращающее людей в бездушных монстров.
Вам может быть интересно:
Поддержите канал - подпишитесь!