Сегодня я напишу о фильме "Девушка со спичечной фабрики" ("Девушка со спичечной фабрики", 1990, Финляндия, Швеция, режиссёр Аки Каурисмяки, драма, комедия, криминал).
Фильм о несчастной девушке Айрис (Кати Оутинен), жизнь которой очень монотонна и уныла. Днём она работает на спичечной фабрике: в фильме показан изнутри сам процесс производства, движение спичечных коробков по конвееру, его однообразие. Вечером она идёт домой, где готовит еду для матери и отчима, которые не работают и любят выпить. Её отношения с матерью отчуждённые, например, даже с днём рождения мать не поздравляет её лично, а оставляет подарок на столе. Айрис полностью содержит материально не только мать, но и отчима.
Героиня любит читать романы авторства Анн и Серж Голон об Анжелике, потому что там есть любовные переживания, которых в её жизни нет. Айрис периодически ходит в бар и на дискотеку, но её никто не приглашает танцевать из-за непривлекательной внешности. Однажды девушка покупает вечернее платье вопреки запрету матери и отчима тратить крупные суммы на себя. С ней знакомится на дискотеке мужчина, и они проводят вместе ночь. Героиня наивно надеется, что это начало их отношений, но для мужчины эта ночь ничего не значила. Более того, он вообще принял Айрис за проститутку и оставил ей деньги, пока она заснула. Айрис всё равно продолжает искать встреч с ним, к тому же, она беременна.
Всё это не спойлеры, эти моменты перечислены в аннотации. Чем же всё закончится, можно узнать из самого фильма, хотя аннотация и тут слишком подробная: терпение девушки закончится, и она всем отомстит.
Честно скажу, я мало знакома на данный момент с финским кинематографом, смотрела менее 10 фильмов. Но, на мой взгляд, в случае финского кино и не нужно специально настраиваться. Финские фильмы не настолько непредсказуемые для русских зрителей, как азиатские.
Мы видим, что уже взрослая героиня в силу слабохарактерности не смогла правильно себя поставить в отношениях с матерью и отчимом. Поэтому она вынуждена делать всё по дому всё и отдавать все деньги, не видя благодарности и не имея права на свои траты и свою жизнь. Мать героини далека от того, какой должна быть хорошая мать по отношению к дочери, и даже не задумывается об этом. Увы, ситуация жизненная, такое встречается.
Возможно, Айрис было бы чуть веселее, будь у неё какое-то ещё любимое занятие, помимо чтения, но она настолько замотана работой и домашними делами, что ей не до хобби. Из фильма понятно, что и подруг у девушки тоже нет.
Об отношениях полов Айрис наивно судит на основании прочитанных романов, что и сыграет с ней злую шутку.
Непривлекательная внешность была одной из причин, мешавших героине познакомиться с кем-то. Это сейчас мы благодаря интернету знаем 1001 способ, как выгодно преподнести любую внешность с помощью макияжа, одежды и "правильных" причёсок, подчеркнуть достоинства и по возможности скрыть недостатки. А вот Айрис это не умела, да и денег на себя у неё не оставалось.
Мне очень понятны переживания героини, когда её никто не пригласил танцевать на дискотеке, потому что со мной когда-то произошла аналогичная ситуация на школьной дискотеке. Я тогда ещё не знала 1001 способ, о которых писала в прошлом абзаце, а краситься мне не разрешали родители.
Тема монотонной работы поднималась во время изучения предмета "Психология труда", когда я училась в университете. Я запомнила историю про девушку, которая говорила, что ей даже нравится монотонная работа на заводе, потому что она всё уже знает наизусть, и ей комфортно, что не надо сталкиваться с незнакомыми ситуациями. А не заскучать ей помогает то, что она во время рабочего дня вспоминает приятные моменты из своей жизни за пределами работы. Но у Айрис в жизни не было приятных моментов, которые она могла бы вспоминать во время однообразных рабочих будней на спичечной фабрике...
Есть фильмы, при просмотре которых хочется оказаться на месте героев, а есть такие, когда, наоборот, радуешься, что не находишься на их месте. Этот фильм однозначно из второй категории.
Примечания:
- Фильм "Девушка со спичечной фабрики" короче средней продолжительности фильмов — всего 1 час и 10 минут.
- По одному из сюжетов в новостях (мать и отчим всегда смотрят новости) можно понять, что на дворе 1989 год, потому что диктор говорит о железнодорожной катастрофе на Транссибирской магистрали.
- Я читала, что этот фильм вместе с фильмами того же режиссёра «Тени в раю» (1986) и «Ариэль» (1988) входит в «пролетарскую трилогию» Аки Каурисмяки, героями которой являются простые люди из рабочего класса.
Оценка: 10 из 10.
Возможно, Вас также заинтересует:
Подписывайтесь — на моём канале новые статьи о фильмах появляются еженедельно! Заранее спасибо!