Первые десять глав книги Чисел говорят о подготовке Израиля к походу к земле обетованной. А последние одиннадцать (гл. 26–36) рассказывают, какой будет жизнь Израиля после его вступления в эту землю. События данного раздела «Чисел» разворачиваются на равнинах моавитских, где остановился Израиль в ожидании перехода через Иордан и завоевания Ханаана. Эти последние главы, а также «Второзаконие», содержат законы, которыми должен будет руководствоваться Божий народ, когда войдет в землю, которую давал им Бог. Эти законы характеризуют общество людей, сосредоточенных на Боге и Его слове. Какими же отличительными чертами обладает народ, сосредоточенный на Боге?
Поклоняющееся общество. Израилю было предписано быть поклоняющимся обществом. Жертвы положено было приносить ежедневно, еженедельно, ежемесячно и на несколько ежегодных праздников. Вдобавок, люди приносили жертвы, когда искали прощения грехов, а также делали добровольные приношения, чтобы выразить благодарность Богу. Другие законы в «Числах» указывают на то, что священникам и левитам, которые руководили израильским поклонением или обеспечивали его проведение, был дан особый статус для облегчения выполнения ими своих особых обязанностей.
Единомысленное общество. Бог избрал Израиль, чтобы он был всецело преданным Ему народом. На место Бога в сердце общества указывало то, что скиния, где обитал Бог, была поставлена в центре стана в пустыне. Божьи законы управляли всеми аспектами их жизни. Единодушная преданность, которую Бог задумал для Своего народа, отразилась в повелении изгнать из полученной земли хананеев. Места живших там язычникам не должно было быть. Если они останутся, то приведут Израиль к поклонению другим богам. Израильтяне не должны были допустить, чтобы среди них жили представители других богов.
Ценящее жизнь общество. Израилю было предписано быть обществом, ценящим жизнь. Умышленных убийц велено было предавать смерти. Хотя неумышленного убийцу не следовало убивать, даже он испытывал негативные последствия своих действий. Он мог убежать в город-убежище и оставаться там — почти как под домашним арестом — до смерти великого священника (дожидаться которой можно было многие годы). Человеческая жизнь в Божьих глазах настолько ценна, что если убийца оставался неотомщенным, то земля, принадлежавшая Его народу, осквернялась (Чис. 35:33, 34).
Правдивое общество. Закон требовал, чтобы Израиль был правдивым обществом. В частности, все данные обеты нужно было исполнять. Женщины, находившиеся в подчинении у мужчин, могли освобождаться от исполнения своих обетов в случае возражения последних, но общее правило гласило, что всякий (и мужчина и женщина), кто дал обет сделать что-то, должен был сдержать слово. Все в Израиле отвечали перед Богом и обществом.
Справедливое общество. Израилю было предписано быть справедливым обществом. Бог согласился, что справедливо разрешить дочерям Салпаада получить наследие их отца, но справедливо также обязать дочь, унаследовавшую землю своего отца, выходить замуж только за мужчину ее колена. Справедливо было делить землю по жребию, под водительством Бога, и многочисленным коленам получить больше земли, чем малочисленным. Справедливо было также, что левитам дали города, так как Левиино колено не получило земельного надела.
Справедливым было соглашение между двумя с половиной коленами, поселившимися к востоку от Иордана, и остальным Израилем. Они могли получить землю по своему желанию, но должны были помочь остальным коленам завоевать территорию на западной стороне Иордана.
Точно так же справедливым было распределение военной добычи. Половина должна была остаться у воинов, а другую половину надо было отдать общине, которая поддерживала их в сражении (Чис. 31:26, 27). Кроме того, часть каждой половины отдавалась Богу (Чис. 31:28-30).
Справедливым было отношение к убийцам. Справедливо было, чтобы умышленный убийца за свое преступление заплатил жизнью, а убивший кого-то случайно не лишался жизни.
Вот таким должен был быть Израиль после завоевания земли обетованной и поселения в ней. Они должны были сформировать общество, которое постоянно поклоняется Богу и всецело предано Ему, — безупречный в плане этики и справедливый народ, который ценит правду и человеческую жизнь, наказывает ложь и злонамеренное убийство.
КАК ПРИМЕНИТЬ ЭТИ ТРЕБОВАНИЯ К НАШЕМУ ВРЕМЕНИ?
Отцы-пилигримы в начале XVII века смотрели на Америку как на землю обетованную, а на себя как на Божий народ. Они хотели создать общество, управляемое Богом, что-то вроде народа Израиля. Хотя нет ничего плохого в том, что законодатели в любой стране стараются, чтобы ее законы были справедливы и прославляли Бога, ни одно светское государство сегодня не является эквивалентом библейского Израиля. Соответственно, хотя принципы, лежащие в основе законов в «Числах» могут быть полезны при разработке законов страны, наилучшее применение этих законов — не в светской стране. Самая большая проблема распространения ветхозаветных законов на современных людей — опасность, что люди будут пытаться силой заставить неверующих поклоняться Богу, и такое уже происходило в прошлом. Бог хочет, чтобы мы поклонялись Ему, но Он желает, чтобы мы приходили к Нему по доброй воле.
Поскольку таким эквивалентом ветхозаветного Израиля сегодня является церковь (см. 1 Пет. 2:5, 9), будет правильнее применить принципы ветхозаветного закона к церкви, а не к какой-либо конкретной стране. Действительно, многие отличительные черты сосредоточенного на Боге общества, описанные в последних главах «Чисел», должны также проявляться и в церкви. Например, мы должны быть поклоняющимся обществом. Мы должны быть народом, сосредоточенным на Боге, всецело посвятившим себя исполнению Божьей воли. Все вместе мы должны высоко ценить жизнь и правду, быть справедливыми. Нам нужно справедливо обращаться друг с другом в церкви. Мы должны говорить правду и исполнять данные друг другу обещания, ценить жизнь своих братьев и сестер во Христе.
Наверное, самое лучшее применение последних глав «Чисел» — это самим христианам проявлять такие качества. Нужно задать себе следующие вопросы:
• «Я всецело посвятил себя Богу или в одинаковой степени служу и Богу и миру?»
• «Я стремлюсь избавить свою жизнь от всевозможных “идолов”, которые мешают мне служить Богу?»
• «Я всегда говорю правду?»
• «Я ценю человеческую жизнь в том смысле, что стараюсь не делать ничего такого, что подвергало бы опасности других людей?»
• «Я справедливо поступаю с другими?»
Эти вопросы должны уколоть нашу совесть и побудить к решимости делать больше для Христа.
ВЫВОД
В Чис. 26–36 Бог показал Израилю картину того, какими Он хочет их видеть: народом, сосредоточенным на Боге. К сожалению, Израиль редко, если вообще когда-нибудь, жил в соответствии с этим идеалом. Сегодня Бог дает нам жесткие стандарты Нового Завета и желает, чтобы мы им соответствовали. Он хочет, чтобы церковь и каждый из нас, ее членов, в отдельности, вели жизнь, сосредоточенную на Боге.