11111
УДP 376.37
ББP M437 FCHTИ 14.29.29 Poд BAP 13.00.03
T. Б. Филиueba
Mocкba, Poccия
KOMПЛEKCHЫЙ ПOДXOД K OБCЛEДOBAHИЮ ДETEЙ
C OБЩИM HEДOPAЗBИTИEM PEЧИ
Ahhotaция. B cobpeмehhoй лoгo- пeдии пpимehяetcя кoмплeкchый пoдxoд к oпpeдeлehию и yctpahehию o6щeгo heдopaзbиtия peчи. Эtot пoдxoд ochobah ha cлeдyющиx пpиhципax: кoмплeкchoe o6cлeдobahиe дeteй c heдopaзbиtиeм peчи, bыдeлehиe дeteй, пoдxoдящиx пo boзpacty, диhaмичecкoe изyчehиe, кaчe- ctbehhый ahaлиз peзyльtatob o6cлeдoba- hия дeteй. Пpeдлoжehhый aлгopиtм co- чetaet paccмotpehиe hecкoлькиx кoмпo- hehtob языкoboй дeяteльhoctи, bключaя пcиxoлoгичecкиe, дbигateльhыe и aкy- ctичecкиe пoкaзateли.
Kлюuebыe cлoba: cobpeмehhaя лo- гoпeдия, дetи c hapyшehиями peчeboй дeя- teльhoctи, иhteгpиpobahhoe изyчehиe, дetи c o6щим heдopaзbиtиeм peчи.
Cbeдehия oб abtope: Филичeba Tatьяha Бopиcobha, дoкtop пeдaгoгичe- cкиx hayк, пpoфeccop.
Mecmo paбomы: кaфeдpa дeфeкto- лoгии Mocкobcкoгo гyмahиtaphoгo пeдa- гoгичecкoгo иhctиtyta, Mocкba
T. B. Filicheva
Moscow, Russia
AN INTEGRATED APPROACH TO THE EXAMINATION
OF CHILDREN WITH GENERAL SPEECH DEFICIENCY
Abstract. Modern speech therapy involves an integrated approach to iden- tify and correct general underdevelop- ment of speech. This approach is based on the principles of: an integrated study of children with speech disorders, age- appropriate children, dynamic learning, qualitative analysis of the results of the study of the child. This algorithm com- bines survey of different components of language activity, as well as psychologi- cal, motor and acoustic speech database.
Key words: Modern speech ther- apy, children with speech disorders, in- tegrated study, children with general speech deficiency.
About the authors: Filicheva Ta- tiana Borisovna, Doctor of Pedagogy, Professor.
Place of employment: Chair of De- fectology, Moscow Humanitarian Peda- gogical Institute, Moscow.
Кoнmaкmнaя uнфopnaцuя: filicheva.t@yandex.ru
Paзbиtиe cobpeмehhoй лoгoпe- дии o6ycлobлиbaet пotpe6hoctь ee pacшиpehия b paмкax мyльtидиc- циплиhaphoгo пpoctpahctba. B cbя- зи c эtим b hactoящee bpeмя мhoгиe hayчhыe пohяtия и, b цeлoм, кoh- цeпции пpetepпebaюt измehehия, cbязahhыe c иx ytoчhehиeм, дetaли- зaциeй и кohкpetизaциeй. He яbи- лocь иcключehиeм и taкoe, кaзaлocь 6ы, пpoчho yctoяbшeecя пohяtиe, кaк «O6щee heдopaзbиtиe peчи».
© Филичeba T. Б., 2012
Зahимaяcь ha пpotяжehии мho- гиx дecяtилetий эtoй ahoмaлиeй, мы eщe paз y6eждaeмcя b пpabo- мephoctи и лoгичhoctи bыдeлehho- гo haми чetbeptoгo ypobhя paзbиtия peчи. Эto he otдeльhaя кateгopия дeteй, a дetи c OHP, y кotopыx пpизhaки peчeboгo heдopaзbиtия oкaзыbaюtcя cteptыми, bheшhe мa- лo зaмethыми и he bceгдa диaгho- ctиpyюtcя cпeциaлиctaми. Bмecte c teм мы o6hapyжили, чto taкиe
дetи иcпыtыbaюt зhaчиteльhыe tpyдhoctи пpи o6yчehии гpaмote b o6щeo6paзobateльhoй шкoлe и, кaк пpabилo, яbляюtcя heycпebaющими пo pядy yчe6hыx диcциплиh. Bce cкaзahhoe пoзboляet гobopиtь o toм, чto y taкиx дeteй, hecмotpя ha кaжyщyюcя «cмaзahhoctь» пpoяb- лehий дeфeкta, bce-taки пpoиcxo- диt cиcteмhoe hapyшehиe b фopми- pobahии peчи кaк яbлehия физиoлo- гичecкoгo, coциaльhoгo и пcиxoлo- гo-пeдaгoгичecкoгo. Taкoй bыboд o6ochobah иctopичecки cлoжиbши- миcя b Poccии b paмкax изbecthыx hayчhыx шкoл tpaдициями изyчehия peчeboгo ohto- и дизohtoгeheзa.
Пpobeдehhыe B. И. Лy6obcким иccлeдobahия paзbиtия cлobechoй peгyляции дeйctbий y дeteй b hop- мe и пatoлoгии пoкaзaли, чto o6- щyю зaкohoмephoctь ahoмaльhoгo paзbиtия coctabляюt heдoctatoч- hoctь и cпeцифичecкиe oco6ehho- ctи cлobechoгo oпocpeдobahия. He- дoctatoчhoe yчactиe cлobechoй cиcteмы o6hapyжиbaetcя пpи эtoм кaк b peгyляции пpoизboльhыx pe- aкций, taк и b дpyгиx bидax пcиxи- чecкoй дeяteльhoctи дeteй. Эto ot- pицateльho bлияet ha пpoцeccы пpиeмa, пepepa6otки и xpahehия иhфopмaции, t. e. o6ycлabлиbaet heдoctatки bocпpияtия, пaмяtи, мышлehия, peгyляции дeяteльhoctи b цeлoм.
Для пohимahия мexahизмa и cyщhoctи peчebыx hapyшehий чpeз- bычaйho baжhoe зhaчehиe имeюt heйpoпcиxoлoгичecкoe иccлeдoba- hиe A. P. Лypия и eгo пocлeдobate- лeй (Э. C. Бeйh, E. Д. Xoмcкoй, Л. C. Цbetкoboй и дp.). B pa6otax
A. P. Лypия ahaлизиpyetcя cиcteм- hoe ctpoehиe мoзгa и paccмatpиba- etcя poль кaждoй из cиcteмhыx eдиhиц b ocyщectbлehии cлoжhыx фopм пcиxoлoгичecкoй дeяteльho- ctи, b toм чиcлe и peчeboй дeяteль- hoctи.
Пpимehehиe heйpoпcиxoлoги- чecкoй teopии к изyчehию дeteй c пpo6лeмaми пcиxичecкoгo paзbиtия pacшиpяet и yглy6ляet boзмoжho- ctи ahaлизa peчebыx и hepeчebыx hapyшehий. Дetcкий мoзг o6лaдaet 6oльшeй плactичhoctью и cпoco6- hoctью к кoмпehcaции. B cbязи c эtим дaжe пpи haличии пopaжehий oпpeдeлehhыx otдeлob мoзгa и пpo- boдящиx пyteй мoжet he ha6лю- дatьcя bыпaдehия oпpeдeлehhыx фyhкций зa cчet пepectpoйки мeж- фyhкциohaльhыx othoшehий b пpoцecce paзbиtия. Пpи пoctpoehии cиcteмы pahheй кoppeкции peчebыx hapyшehий мы yчиtыbaли эty зaкo- hoмephoctь.
Peчь — иctopичecки cлoжиb- шaяcя фopмa o6щehия людeй пo- cpeдctboм языкa. Peчeboe o6щehиe ocyщectbляetcя пo зaкohaм дahhoгo языкa (pyccкoгo, ahглийcкoгo и t. д.), кotopый пpeдctabляet co6oй cиcte- мy фohetичecкиx, лeкcичecкиx, гpaммatичecкиx и ctилиctичecкиx cpeдctb и пpabил o6щehия.
Peчь и язык coctabляюt cлoж- hoe диaлeкtичecкoe eдиhctbo. Peчь ocyщectbляetcя пo пpabилaм языкa, и bмecte c teм пoд дeйctbиeм pядa фaкtopob (tpe6obahий o6щectbeh- hoй пpaкtики, paзbиtия hayки, bзa- имhыx bлияhий языкob) oha измe- hяet и cobepшehctbyet язык. Peчь и язык cobpeмehhoгo чeлobeкa — pe-
зyльtat длиteльhoгo иctopичecкoгo paзbиtия. Pe6ehoк ycbaиbaet язык b пpoцecce o6щehия co bзpocлыми. Блaгoдapя peчи, oco6ehho ee пиcь- мehhoй фopмe, ocyщectbляetcя пe- peдaчa и ycboehиe o6щectbehho- иctopичecкoгo oпыta. Bhe peчи he- boзмoжho фopмиpobahиe coзhahия и obлaдehия чeлobeкoм зhahиями.
Cлobo he toлькo o6oзhaчaet пpeдмetы oкpyжaющeгo миpa, ho и a6ctpaгиpyet, bыдeляet hyжhыe пpизhaки, o6o6щaet bocпpиhимae- мыe cигhaлы, othocя иx к oпpeдe- лehhым кateгopиям, cиcteмatизи- pyя heпocpeдctbehhый oпыt.
Metoдoлoгичecкoй 6aзoй ha- шeгo иccлeдobahия яbляюtcя пpиh- ципиaльhыe пoлoжehия hayки o языкe кaк o6щectbehhoм яbлehии, o диaлeкtичecкoм eдиhctbe peчeboгo и пcиxичecкoгo paзbиtия.
Oco6yю зhaчимoctь для ctahob- лehия кoppeкциohhoй пeдaгoгики имeюt hayчhыe кohцeпции Л. C. Bы- гotcкoгo.
Kaк мetoдoлoг Л. C. Bыгot- cкий пepectpoил пcиxoлoгo-пeдaгo- гичecкиe hayки ha ochobe пpиhци- пob cиcteмhoctи, иctopизмa, дe- tepмиhизмa. C эtиx пoзиций co- bpeмehhaя hayкa paccмatpиbaet пcиxичecкoe paзbиtиe pe6ehкa кaк цeлocthый диhaмичecкий пpoцecc, b кotopoм oh bыctyпaet aкtиbhым пpeo6paзobateлeм co6ctbehhoй дeя- teльhoctи haпpabлehhыx ha heгo bлияhий oкpyжaющeй cpeды.
Л. C. Bыгotcкий cчиtaл, чto пpиhципиaльhыe мexahизмы paзbи- tия пcиxики pe6ehкa b hopмe и пa- toлoгии eдиhы: beдyщaя poль пpи- haдлeжиt o6щehию и o6yчehию b
paзbиtии пcиxики pe6ehкa; пpи эtoм pe6ehoк he пaccиbho bпиtыba- et, a aкtиbho иcпoльзyet кyльtyp- ho-иctopичecкий oпыt.
Coxpahяюt cboю зhaчимoctь идeи Л. C. Bыгotcкoгo othocиteль- ho пpaкtичecкoй peaлизaции пpиh- ципob кoppeкциohho-пeдaгoгичec- кoй пoмoщи пpo6лeмhым дetям: coздahиe эмoциohaльhoгo пoлoжи- teльhoгo фoha пpи cobмecthoй дeя- teльhoctи пeдaгoгa и pe6ehкa; иh- диbидyaлизaция bocпиtateльhыx пpиëмob и мetoдob; coздahиe paз- bиbaющeй cpeды кaк фaкtopa пcи- xичecкoгo paзbиtия, heo6xoдимoctь pahheй кoppeкциohho-пeдaгoгичec- кoй пoмoщи пpo6лeмhым дetям; opиehtaция ha зohy 6лижaйшeгo paзbиtия b пpoцecce o6yчehия и bocпиtahия; boздeйctbиe кoллeкtи- ba кaк baжhый фaкtop b paзbиtии личhoctи.
Л. C. Bыгotcкий b cboeм фyh- дaмehtaльhoм tpyдe «Mышлehиe и peчь» зaлoжил teopetичecкyю 6aзy для paзbиtия oteчectbehhoй пcиxo- лиhгbиctики, дahhыe кotopoй bcë шиpe иcпoльзyюtcя чacthыми мe- toдикaми o6yчehия.
Coглacho кohцeпции Л. C. Bы- гotcкoгo b фopмиpobahии bыcшиx пcиxичecкиx фyhкций (BПФ) peчь игpaet иcключиteльhyю, hи c чeм he cpabhимyю poль. Bыпoлhяя фyhкцию o6щehия pe6ehкa co bзpocлым, oha яbляetcя 6aзoй для paзbиtия мышлehия; o6ecпeчиbaet boзмoжhoctь плahиpobahия и pe- гyляции пobeдehия, opгahизaцию bceй eгo пcиxичecкoй жизhи, bлияet ha paзbиtиe личhoctи b цeлoм.
Bce излoжehhoe пoзboляet oп- peдeлиtь кoмплeкchый пoдxoд к изyчehию кateгopии дeteй c o6щим heдopaзbиtиeм peчи b cobpeмehhыx ycлobияx. Эto cпeциaльhoe иccлe- дobahиe, haпpabлehhoe ha paзpa- 6otкy и ytoчhehиe мetoдичecкиx пpиeмob, пoзboляющиx bыяbиtь кaк клaccичecкиe ypobhи, taк и haи6o- лee лeгкий — чetbeptый ypobehь o6щeгo heдopaзbиtия peчи y дeteй b ycлobияx пobceмectho пpoteкaю- щиx пpoцeccob иhteгpaции b o6pa- зobateльhoй cpeдe.
Для эtoй цeли мы bзяли зa oc- hoby o6щeпpиhяtыe пpиhципы bce- ctopohheгo иccлeдobahия peчи дe- teй и зhaчиteльho дoпoлhили и pacшиpили иx cпeциaльhыми мeto- дичecкими пpиeмaми.
Иccлeдobahиe 6aзиpobaлocь ha пpиhципax, cфopмyлиpobahhыx be- дyщими oteчectbehhыми дeфeкtoлo- гaми: Л. C. Bыгotcким, B. И. Лy6ob- cким, C. Д. Зa6paмhoй, O. H. Yca- hoboй и дp.
1. Пpиhцип кoмплeкchoгo изyuehия peбehкa c peueboй пa- toлoгиeй пoзboлил oбecпeuиtь bcectopohhюю oцehкy ocoбehho- cteй eгo paзbиtия.
Peaлизaция эtoгo пpиhципa ocyщectbлялocь b tpex haпpabлe- hияx:
· Ahaлиз пepbичhoй дoкyмehta- ции, кacaющeйcя ycлobий bocпиta- hия pe6ehкa b ceмьe и дetcкoм caдy, pahheгo eгo peчeboгo и пcиxичecкo- гo paзbиtия; изyчehиe мeдициhcкoй дoкyмehtaции, b кotopoй haшли otpaжehиe дahhыe o coctoяhии hepbhoй cиcteмы дeteй c o6щим heдopaзbиtиeм peчи, иx coмatичe-
cкoм и пcиxичecкoм paзbиtии, co- ctoяhии cлyxa, пoлyчaeмoм лeчe- hии и eгo эффeкtиbhoctи.
· Пcиxoлoгo-пeдaгoгичecкoe изyчehиe дeteй дoшкoльhoгo boз- pacta, кotopoe пpoboдилocь c пo- мoщью шиpoкo изbecthыx экcпe- pимehtaльhыx мetoдик, a taкжe c пpимehehиeм мoдифициpobahhoй для дoшкoльhoгo boзpacta heйpoп- cиxoлoгичecкoй мetoдики.
· Пoдpo6hoe лoгoпeдичecкoe o6cлeдobahиe, пpeдycмatpиbaющee bыяbлehиe habыкob cbязhoй peчи, o6ъeмa пaccиbhoгo и aкtиbhoгo cлobapя, пpabильhoctи гpaммatичe- cкoгo oфopмлehия peчи, cteпehь cфopмиpobahhoctи фohetикo-фohe- мatичecкиx кoмпohehtob языкa.
Пpи пpobeдehии лoгoпeдичe- cкoгo o6cлeдobahия иcпoльзobaлиcь tpaдициohhыe мetoдики изyчehия peчи дeteй, кotopыe 6ыли зhaчи- teльho дoпoлhehы и pacшиpehы cпe- циaльhыми мetoдичecкими пpиe- мaми. Иcxoдя из зaкohoмephocteй peчeboгo paзbиtия дeteй b hopмe, 6ыл oпpeдeлeh heo6xoдимый миhи- мyм cлobaphoгo зaпaca дeteй, o6ъeм yпotpe6ляeмыx гpaммatичecкиx кoh- ctpyкций, пpobeдeh ahaлиз cyщect- byющeй «Пpoгpaммы дetcкoгo ca- дa» — paздeлa «Paзbиtиe peчи».
2. Пpиhцип yueta boзpact- hыx ocoбehhocteй дeteй.
Эtot пpиhцип opиehtиpyet ha пoд6op лeкcичecкoгo мatepиaлa, мetoдob и opгahизaциohhыx фopм o6cлeдobahия b зabиcимoctи ot boзpacthыx oco6ehhocteй дeteй дoшкoльhoгo boзpacta.
Шиpoкo иcпoльзyюtcя игpo- bыe cиtyaции, иhдиbидyaльhыe,
мaлoгpyппobыe и фpohtaльhыe фopмы o6cлeдobahия, пeдaгoгичe- cкoe ha6людehиe зa peчeboй aкtиb- hoctью дeteй bo bpeмя игp, пpoгy- лoк и дpyгиx peжимhыx мoмehtob.
3. Пpиhцип диhaмиuecкoгo изyuehия дeteй c o6щим heдopaз- bиtиeм peчи пoзboляet oцehиtь tehдehции hapyшehия peчeboгo paзbиtия y дeteй c paзhoй cteпehью bыpaжehhoctи пatoлoгии и boз- мoжhoctи кoмпehcaции y дeteй c paзhым ypobheм peчeboгo heдopaз- bиtия.
4. Пpиhцип кauectbehhoгo ahaлизa peзyльtatob изyuehия peбehкa c peuebыми hapyhehия- ми яbляetcя oпpeдeляющим для bыяbлehия xapaкtepa peчebыx ha- pyшehий y дeteй paзhыx гpyпп, чto дaлo boзмoжhoctь oпpeдeлиtь oc- hobhыe haпpabлehия кoppeкциoh- hoй pa6otы для yctpahehия пpo6e- лob b peчeboм paзbиtии дeteй. Пpи эtoм кaчectbehhый ahaлиз peзyль- tatob peчeboй дeяteльhoctи дeteй c OHP пpeдпoлaгaet o6язateльhoe coпoctabлehиe c teми дahhыми, кotopыe xapaкtepизyюt эtaпы и зaкohoмephoctи paзbиtия peчи y дeteй 6eз ee hapyшehий.
Иcxoдя из bышehaзbahhыx пpиhципob, 6ыли ytoчhehии opгa- hизaциohhыe и coдepжateльhыe acпeкtы лoгoпeдичecкoгo o6cлeдo- bahия дeteй, имeющиx o6щee heдo- paзbиtиe peчи paзhoй cteпehи bы- paжehhoctи.
Metoдикa и coдepжahиe лoгoпeдиuecкoгo oбcлeдobahия дeteй
Пpeждe чeм пpиctyпиtь к o6- cлeдobahию pe6ehкa, лoгoпeдy he-
o6xoдимo co6patь и пpoahaлизиpo- batь пpeдbapиteльhыe дahhыe o eгo paзbиtии. B cbязи c эtим лoгoпeд изyчaet иhфopмaцию, зaфикcиpo- bahhyю b имeющeйcя мeдициhcкoй дoкyмehtaции. Kaк пpabилo, эto зaключehия cлeдyющиx cпeциaли- ctob: hebpoпatoлoгa или пcиxoheb- poлoгa (o coctoяhии peчи и иhteл- лeкta), otoлapиhгoлoгa (o coctoя- hии opгahob cлyxa и peчи), oкyли- cta (o coctoяhии opгahob зpehия), xиpypгa, пeдиatpa и t.д. C цeлью ytoчhehия cbeдehий o xapaкtepe pahheгo peчeboгo, пcиxичecкoгo и физичecкoгo paзbиtия лoгoпeд пpo- boдиt пpeдbapиteльhyю 6eceдy c poдиteлями pe6ehкa. B ee xoдe bы- яchяetcя, 6ыли ли кaкиe-ли6o oco- 6ehhoctи пpoteкahия 6epeмehho- ctи, poдob, haличectbobaли ли пa- toлoгичecкиe фaкtopы, bлияbшиe ha иx teчehиe; ha6людaлocь ли cboeo6paзиe или otctabahиe b paз- bиtии peчebыx и мotophыx фyhк- ций pe6ehкa. Otдeльho ytoчhяetcя иhфopмaция o ctatyce coциaльhoй и пcиxoлoгичecкoй cpeды, b кoto- poй haxoдилcя pe6ehoк c pahheгo дetctba: пoлhaя ли ceмья, кaкobo b heй othoшehиe к pe6ehкy, ectь ли b ceмьe или 6лижaйшeм oкpyжehии люди c дbyязычиeм или имeющиe hapyшehия peчи и t. п.
Лoгoпeдичecкoe o6cлeдobahиe haчиhaetcя c oзhaкoмиteльhoй 6e- ceды, цeлью кotopoй яbляetcя he toлькo yctahobлehиe пoлoжиteль- hoгo эмoциohaльhoгo кohtaкta c pe6ehкoм, ho и oпpeдeлehиe cteпe- hи eгo гotobhoctи к yчactию b pe- чeboй кoммyhикaции, yмehия aдeк- batho bocпpиhимatь boпpocы, дa-
batь ha hиx otbetы (oдhocлobhыe или paзbephytыe) и.t.д. Пoмимo эtoгo bctyпиteльhaя 6eceдa пoзbo- ляet coctabиtь пpeдctabлehиe o6 o6щeм зbyчahии peчи pe6ehкa, ha- личии или otcytctbии y heгo яpкo bыpaжehhыx зatpyдhehий b зbyкo- boм, лeкcикo-гpaммatичecкoм или cиhtaкcичecкoм oфopмлehии peчe- boгo bыcкaзыbahия. Coдepжahиe taкoй 6eceды oпpeдeляetcя кpyгoм пoзhabateльhыx и boзpacthыx boз- мoжhocteй и иhtepecob pe6ehкa дoшкoльhoгo boзpacta: «Moя ce- мья», «Лю6имыe игpyшки», «Ot- дыx лetoм», «Дoмaшhиe пиtoмцы»,
«Moи ybлeчehия», «Лю6имыe кhи- ги», «Лю6имыe мyльфильмы» и дaжe «Koмпьюtephыe игpы» (для дeteй 6-7 лet). O6paзцы peчebыx bыcкaзыbahий pe6ehкa, пoлyчehhыx b xoдe bctyпиteльhoй 6eceды, фик- cиpyюtcя b peчeboй кapte, зaпoл- hяeмoй лoгoпeдoм.
Oбcneдoвaнue cnoвapнoso зanaca
Пpи o6cлeдobahии coctoяhия cлobaphoгo зaпaca (aкtиbhoгo и пaccиbhoгo) иcпoльзyюtcя cлe- дyющиe пpиeмы:
1) пoкaз и haзыbahиe кaptиhoк c изo6paжehиeм:
пpeдмetob, дeйctbий, o6ъeкtob c яpкo bыpaжehhыми пpизhaкaми (6pobи, hopa, coм, кocы, зy6ы и
t. п.); пpeдмetob и иx чacteй (дepe- bo — ctboл, betки, кophи; чaй- hик — hocик); чacteй teлa чeлobe- кa, жиbothыx, пtиц (гoлoba, yши, глaзa, hoc, клюb);- пpoфeccий и at- pи6ytob к hим (пpoдabeц — becы, гиpи; bpaч — гpaдychик); жиbot- hыx, пtиц и иx дetehышeй (co6a- кa — щehoк, кoшкa — кotehoк,
cbиhья — пopocehoк, лoшaдь —
жepe6ehoк и t.д.);
2) пohимahиe и haзыbahиe cлob, othocящиxcя к paзhым кa- teгopиям:
cyщectbиteльhыe, o6ъeдиhяю- щиe bидobыe и poдobыe пohяtия (pactehия — дepebья, кyctы, цbe- tы); дeйctbия, o6oзhaчaющиe гoлo- cobыe peaкции жиbothыx и пtиц (кapкaet, мычиt, чиpикaet); чybct- ba, эмoции (плaчet, cмeetcя, bece- лиtcя); paзличhыe яbлehия пpиpoды (дoждь, betep, cheг); дeйctbия, cbя- зahhыe c paзличhoй пpoфeccиo- haльhoй дeяteльhoctью (измepяet teмпepatypy, yчиt дeteй, дeлaet yкoл, paзhocиt пoчty); ceмahtичe- cки 6лизкиe haзbahия дeйctbий (мoetcя — кyпaetcя, cпиt — лeжиt, bяжet — шьet); пpизhaки пpeдмe- tob, o6oзhaчaющиe beличиhy, фop- мy, цbet, bec, teмпepatypy, ceзoh- hoctь (6oльшoй — мaлehький, bы- coкий, hизкий, шиpoкий — yзкий и
t. д.); пpизhaки, yкaзыbaющиe ha пpoдyкtы пиtahия и мatepиaл изгo- tobлehия (гopoxobый, pиcobый, кy- pиhый, 6yмaжhый, мexoboй, peзи- hobый и t. д.);
3) дo6abлehиe b пpeдлoжehиe cлoba, heдoctaющeгo пo cмыcлy (цbetы bыcoxли — haдo иx пoлиtь; плatьe oчehь длиhhoe — мaмa плa- tьe пoдhиbaet);
4) пoд6op ahtohимob (cлaдкo —
гopькo, beceльe — гpyctь);
5) пoд6op cиhohимob (мaльчик —
xpa6pый, cмeлый, otbaжhый);
6) пoд6op oдhopoдhыx члehob пpeдлoжehия к зaдahhым cлobaм (cheг — идet, пaдaet, лoжиtcя, cbepкaet, taet, 6лectиt);
7) o6ъяchehиe зhaчehий cлob (кo- hypa, 6epлoгa, кactpюля, чaшкa, tapeлкa);
8) o6ъяchehиe пepehochoгo зha- чehия cлob и цeлыx bыpaжehий (шиpoкaя дyшa, зoлotыe pyки, зoлotaя гoлoba, pyмяhый, кaк я6- лoкo).
Oбcneдoвaнue spannamuчecкoso cmpoя языкa
O6cлeдobahиe coctoяhия гpaммatичecкoгo ctpoя языкa ha- пpabлeho ha oпpeдeлehиe boзмoж- hocteй pe6ehкa aдeкbatho пohимatь и иcпoльзobatь b peчи paзличhыe гpaммatичecкиe кateгopии. B cbязи c эtим дetям пpeдлaгaюtcя зaдahия:
– ha пohимahиe и yпotpe6лehиe пpoctыx и cлoжhыx пpeдлoгob (ha, b, пoд, haд, зa, из-зa, из-пoд, чepeз, мeждy, oкoлo);
– ha yпotpe6лehиe cyщectbи- teльhыx poдиteльhoгo пaдeжa мhoжectbehhoгo чиcлa (я6лoк, пaльцeb, tapeлoк, чaшeк, кapahдa- шeй, 6людeц и t.п.);
– ha o6paзobahиe cpabhиteльhoй cteпehи пpилaгateльhыx:
a) пpoctым (cиhtetичecким) cпoco6oм: bыcoкий — bышe, дopo- гoй — дopoжe, peзкий — peзчe, пpoctoй, пpoщe, cyxoй — cyшe;
6) cyпплetиbhым cпoco6oм: xopoший — лyчшe, плoxoй — xyжe. Пpи o6cлeдobahии coctoяhия гpaммatичecкoгo ctpoя peчи oco6oe bhимahиe yдeляetcя cлoboo6paзoba- teльhым boзмoжhoctям дeteй: yмe- hию o6paзobыbatь hobыe cлoba cyффикcaльho-пpeфикcaльhым cпo- co6oм и cпoco6oм cлobocлoжehия, пepehocиtь имeющиecя habыки ha
hobый лeкcичecкий мatepиaл.
Cлeдyet пoмhиtь, чto paзbи- tиe cлoboo6paзobateльhыx yмehий и habыкob y дeteй c OHP haчиha- etcя co зhaчиteльhoй зaдepжкoй и ctahobиtcя дoctyпhым лишь дe- tям c III и IV ypobheм peчeboгo paзbиtия.
Для oпpeдeлehия cteпehи cфopмиpobahhoctи habыкob cлobo- o6paзobahия пoд6иpaюtcя зaдahия:
1) ha o6ъяchehиe зhaчehия cлob c oпopoй ha иx cлoboo6paзobateль- hyю ctpyкtypy (чaйhик, cbetиль- hик, yмыbaльhик, bыключateль, 6yдильhик, фyt6oлиct, пиcateль, мяchик, cкbopeчhик, пылиhкa и t.д.);
2) ha o6paзobahиe cyщectbи- teльhыx мyжcкoгo, жehcкoгo и cpeдheгo poдa c yмehьшиteльho- лacкateльhым и yhичижиteльhым зhaчehиeм (peмeшoк, кobpик, дy- 6oк); cyщectbиteльhыx c ybeличи- teльhым зhaчehиeм (caпoжищe, hoжищe) ; cyщectbиteльhыx c cyф- фикcaми дeйctbyющeгo лицa — hик, -hиц, -иct, -teль, -aк (дbophик, гpи6hик, yчиteль, bocпиtateльhицa, ctpoиteль); cyщectbиteльhыx c cyффикcaми bмectилищa -hик, -hиц (мыльhицa, caлфethицa, ceлeдoч- hицa, гycяthицa, чaйhик, кoфeйhик и t. д.); пpиctaboчhыx глaгoлob co зhaчehиeм зaкohчehhoctи, haпpab- лehhoctи, yдaлehhoctи, пpoдoлжи- teльhoctи дeйctbия (пepeпpыгhyл, пoдпpыгhyл, o6oшeл, пoдoшeл, yшeл, пoлил, bылил, haлил heдo- лил, cлил и t. п.); пpиtяжateльhыx пpилaгateльhыx c cyффикcaми -j, - иh, -aч (лиcья, boлчья, мeдbeжья, Koлиh, 6a6yшкиh, мaмиh, кoшaчий, co6aчий); othocиteльhыx пpилaгa-
teльhыx c cyффикcaми, o6oзha- чaющими пpeдмethyю cootheceh- hoctь: -ob, -eb, -ehh, -ичh, -h (a6pи- кocobый, клy6hичhый, bишhebый, дepebяhhый, плactмaccobый); otho- cиteльhыx пpилaгateльhыx c cyф- фикcaми, bыpaжaющими эмoциo- haльhyю и xapaкtepoлoгичecкyю othecehhoctь: -чиb, -лиb (yлы6чи- bый, мoлчaлиbый, xbactлиbый, дpaчлиbый);
3) ha bыяbлehиe cлobotbopчecкиx cпoco6hocteй («Пpидyмaй имя чe- лobeкy, кotopый…» bce bpeмя иг- paet, bce 6pocaet, bce мoet, bceгдa cмeetcя, bceгдa гpyctиt и t. п.);
4) ha o6paзobahиe cлoжhыx cлob (лeдoкoл, пapoxoд, лиctoпaд, che- гoпaд, пылecoc, cheгoкat, кhигo- лю6, пчeлoboд);
– ha coглacobahиe пpилaгateль- hыx c cyщectbиteльhыми b poдe, чиcлe, пaдeжe;
– ha o6paзobahиe мhoжectbehho- гo чиcлa cyщectbиteльhыx c heпpo- дyкtиbhыми oкohчahиями (лиctья, жepe6яta);
– ha пohимahиe гpaммatичecкиx кateгopий («Пoкaжи, гдe мaльчик кataet дeboчкy, a гдe мaльчик кata- etcя», «Пoкaжи, гдe кoшкa лobиt мышкy, a гдe кoшкy лobиt мышкa» и t. п.);
– ha yпotpe6лehиe глaгoльhыx фopм:
a) paзhocпpягaeмыx глaгoлob
(6eжatь, лetetь);
6) cпpягaeмыx глaгoлob c oco- 6ыми oкohчahиями b личhыx фop- мax (ectь, eшь, дatь, дaшь);
b) глaгoлob пobeлиteльhoгo haклohehия c чepeдyющимиcя зby- кaми, глaгoлob b paзhыx bpeмehhыx
кateгopияx (жeчь — жги, ctpичь —
ctpиги, 6eжatь — 6eги);
– измehehиe cклohehия мecto- имehий, чиcлиteльhыx (het дbyx 6людeц, het пяtи oкoh, het мoиx hocкob, het tboиx кoлгotoк);
– o6paзobahиe пpичactий (чи-
tatь — чиtaющий);
– yпotpe6лehиe b caмoctoяteль- hoй peчи paзhыx tипob пpeдлoжe- hий (пpoctыx дbyxcлobhыx, pac- пpoctpahehhыx, cлoжhocoчиhehhыx и cлoжhoпoдчиhehhыx и t. д.);
– bocctahobлehиe hapyшehhoгo пopядкa cлob b пpeдлoжehии;
– coctabлehиe пpeдлoжehия пo иcxoдhым cлobaм, зaдahhым b ha- чaльhoй фopмe.
B зaдahияx, haпpabлehhыx ha пoctpoehиe пpeдлoжehий, иcпoль- зyюtcя taкиe пpиeмы, кaк coctab- лehиe фpaзы c oпopoй ha boпpoc, ha дeмohctpaцию дeйctbий, пo кaptи- he, cepии кaptиh, пo oпophым cлo- baм, пo cлoby, зaдahhoмy b oпpeдe- лehhoй пaдeжhoй фopмe и t. п.
Oбcneдoвaнue cвязнoŭ peчu
O6cлeдobahиe coctoяhия cbяз- hoй peчи pe6ehкa bключaet b ce6я hecкoлькo haпpabлehий. Oдho из hиx — изyчehиe habыкob beдehия диaлoгa — peaлизyetcя b caмoм ha- чaлe o6cлeдobahия, b пpoцecce taк haзыbaeмoй bctyпиteльhoй 6eceды. Для oпpeдeлehия cteпehи cфopми- pobahhoctи мohoлoгичecкoй peчи лoгoпeд пpeдлaгaet зaдahия, ha- пpabлehhыe ha coctabлehиe pe6eh- кoм paзличhыx bидob paccкaзob:
1. Пobectbobateльhый paccкaз o кaкoм-ли6o co6ыtии. Эto мoжet 6ыtь paccкaз o cлyчae, пpoизoшeд- шeм b дetcкoм caдy, ha пpoгyлкe,
дoмa или b tpahcпopte. Haпpимep, лoгoпeд bмecte c pe6ehкoм ytoчhя- et, кaк пpoxoдиt дehь b дetcкoм caдy (pe6яta yмыbaюtcя, пpичecы- baюtcя, идyt ha зapядкy, пotoм зab- tpaкaюt и t. п.). Зateм pe6ehкa пpo- cяt bcпoмhиtь и paccкaзatь пoд- po6hee o toм, кaк пpoxoдиt oдho из эtиx co6ыtий (haпpимep, зapядкa). B зabиcимoctи ot boзмoжhocteй и гotobhoctи pe6ehкa к coctabлehию taкoгo paccкaзa, лoгoпeд пpeдлaгaet eмy haboдящиe boпpocы, пoдcкaзы- baet oпophыe cлoba, мoжet иcпoль- зobatь жectы, мимикy и элeмehtы пahtoмимы b кaчectbe bcпoмoгa- teльhыx oпophыx cpeдctb. Yчиtы- baя кoммyhикatиbhыe boзмoжhoctи pe6ehкa, taкaя 6eceдa c пocлeдyю- щим coctabлehиeм пobectbobateль- hoгo paccкaзa мoжet пpoboдиtьcя b paзhoe bpeмя: b haчaлe или cepeди- he o6cлeдobahия. Ecли pe6ehoк 6ы- ctpo ocbaиbaetcя b hoboй o6ctahob- кe, oxotho bxoдиt b кohtaкt co bзpocлым, to cpaзy жe haчиhaetcя 6eceдa пo пepeчиcлehhым teмaм. Ecли жe pe6ehoк зaмыкaetcя b ce6e, пpoяbляet heгatиbизм, he xoчet hи o чeм paccкaзыbatь, toгдa лoгoпeд пpeдлaгaet eмy «пoигpatь» c иг- pyшкaми и кaptиhкaми, a к haмe- чehhoй 6eceдe boзbpaщaetcя пoзжe. K эtoмy bpeмehи pe6ehoк yжe дoc- tatoчho aдaпtиpyetcя к cиtyaции, и 6eceдa 6yдet cпohtahho paзbиbatь- cя b xoдe cobмecthoй c лoгoпeдoм дeяteльhoctи, кaк ee лoгичecкoe зabepшehиe.
2. Paccмotpehиe пpeдмetob и co- ctabлehиe paccкaзob-oпиcahий. Для пpobeдehия дahhoй pa6otы b кaчe- ctbe o6ъeкtob cpabhehия и oпиca-
hия пoд6иpaюtcя, кaк пpabилo, пpeдмetы, othocящиecя к haи6oлee зhaкoмым teмatичecким гpyппaм (haпpимep, b гpyппe «Игpyшки» для эtoгo зaдahия мoжho bзяtь: кyклy, Пetpyшкy, мaшиhкy и abto- 6yc). Baжho, чto6ы эtи пpeдмetы o6лaдaли яpкo bыpaжehhыми otли- чиteльhыми пpизhaкaми. Пpeдлa- гaя дetям paccмotpetь пpeдмet, baжho chaчaлa o6patиtь иx bhимa- hиe ha haи6oлee bыpaжehhыe пapa- мetpы и paзличиteльhыe пpизhaки (кaк изbectho, пpизhaки paзличия bыдeляюtcя лeгчe, чeм пpизhaки cxoжectи). Пocлe toгo, кaк pe6ehoк paccмotpeл игpyшкy, пpeдлaгaetcя paccкaзatь o heй bce, чto oh bидиt и зhaet. Чto6ы haпpabиtь bыcкaзыba- hиe pe6ehкa пo oпpeдeлehhoмy pyc- лy, лoгoпeд зaдaet boпpochый плah 6yдyщeгo paccкaзa. Haпpимep:
«Paccкaжи пpo эty кyклy: кaк ee зobyt, кaкoгo oha paзмepa, из чeгo cдeлaha, bo чto oдeta, чto y hee ha гoлobe…». Ecли y pe6ehкa boзhик- ли tpyдhoctи b зaпoмиhahии bo- пpocob и otbetax ha hиx, лoгoпeд мoжet пpeдъяbиtь дahhыe boпpocы bpaз6иbкy. B cлyчae heboзмoжhoctи pe6ehкa caмoctoяteльho coctabиtь paccкaз, лoгoпeд мoжet дatь cboй o6paзeц paccкaзa, a пotoм пoпpo- cиtь pe6ehкa bocпpoизbectи eгo. B pядe cлyчaeb иcпoльзyetcя taкoй bcпoмoгateльhый пpиeм, кaк дoгo- bapиbahиe фpaзы, haчatoй лoгoпe- дoм, haпpимep: «Y кyклы … ha гo- лobe…6aht». Bcпoмoгateльhыe фpaзы мoгyt coпpoboждatьcя coot- betctbyющими жectaми, мимикoй, пoдcкaзыbaющими pe6ehкy чactь фpaзы.
3. Coctabлehиe paccкaзa пo кap- tиhe и cepии кaptиh. Пoд6иpaя ha- глядhый мatepиaл к эtoмy bидy зa- дahий, cлeдyet ctpeмиtьcя к toмy, чto6ы eгo o6ъeм и coдepжahиe 6ы- лo дoctyпho дetям и cbязaho c o6- лactью иhtepecob pe6ehкa кaк b дoшкoльhoм yчpeждehии, taк и зa eгo пpeдeлaми. Эto мoгyt 6ыtь te- мы: «Игpы b дetcкoм caдy», «Пo- мoгaeм мaмe haкpыbatь ha ctoл»,
«Игpы и зa6abы зимoй», «Otдыx лetoм y peки». B кaчectbe cepий cюжethыx кaptиhoк cлeдyet bы6и- patь te, b кotopыx зabязкa, кyльми- haция и фиhaл cюжeta bыpaжehы haи6oлee чetкo и haглядho, haпpи- мep: «Kaк дetи кopмяt пtиц зи- мoй», «Heyдaчhaя pы6aлкa» и t. д.
B пpoцecce paccмatpиbahия кaptиhoк лoгoпeд зaдaet boпpocы, пpoяchяющиe coдepжahиe 6yдyщe- гo paccкaзa: «Kto hapиcobah? Чto ohи дeлaюt? Koгдa эto пpoизoшлo? Koмy пoмoгли дetи?» — и t. д. Ec- ли ectь heo6xoдимoctь, лoгoпeд пoмoгaet pe6ehкy paзлoжиtь кap- tиhки b пpabильhoй пocлeдoba- teльhoctи, пocлe чeгo, y6eдиbшиcь b toм, чto coдepжahиe cюжeta пo- hяtho pe6ehкy, пpocиt eгo cocta- bиtь paccкaз.
4. Coctabлehиe пepecкaзa. Для эtoгo bидa pa6otы мoжho иcпoль- зobatь teкctы, oto6pahhыe пo yжe yпoмяhytым bышe кpиtepиям. Лo- гoпeд paccкaзыbaet или чиtaet pe- 6ehкy teкct. Зateм зaдaюtcя boпpo- cы и пpoboдиtcя 6eceдa, haпpab- лehhaя ha пohимahиe coдepжahия paccкaзa b цeлoм и eгo otдeльhыx cлob. Дaлee pe6ehкy пpeдлaгaetcя пpocлyшatь teкct пobtopho, пocлe
чeгo дaetcя boпpochый плah для 6yдyщeгo пepecкaзa.
Bce o6paзцы bыcкaзыbahий дe- teй, пoлyчehhыe b xoдe o6cлeдoba- hия, фикcиpyюtcя лoгoпeдoм b pe- чeboй кapte. Дetcкиe paccкaзы aha- лизиpyюtcя пo cлeдyющим пapa- мetpaм: o6ъeм paccкaзa, coxpahehиe cюжethoй лиhии, haличиe bcex чac- teй пobectbobahия, пpoпycки члe- hob пpeдлoжehия, иcпoльзobahиe cлoжhыx или пpoctыx пpeдлoжe- hий, пoмoщь пeдaгoгa, haличиe b paccкaзe пpямoй peчи, лиtepatyp- hыx o6opotob и t. д.
Oбcneдoвaнue звyкonpouзнoueнuя u фoнenamuчecкoso cnyxa
Bo bpeмя пpeдbapиteльhoй 6e- ceды c pe6ehкoм y лoгoпeдa yжe фopмиpyetcя пepbичhoe bпeчatлe- hиe o6 oco6ehhoctяx пpoизhoшehия им зbyкob. Ho, для toгo чto6ы имetь пoлhyю кaptиhy фohetичe- cкoй ctopohы peчи, heo6xoдимo пpeдъяbиtь pяд cпeциaльhыx зaдa- hий. Иx цeль: bыяbиtь boзмoжhoctи пpabильhoгo пpoизhoшehия дetьми зbyкob, othocящиxcя b paзличhым фohetичecким гpyппaм. Пpи эtoм пpobepяetcя, кaк pe6ehoк пpoизho- cиt зbyк изoлиpobahho; b coctabe cлoгob (пpямыx, o6pathыx, co cte- чehиeм coглachыx); b cлobax, b кo- topыx пpobepяeмый зbyк haxoдиtcя b paзhыx пoзицияx (b haчaлe, cepe- диhe, кohцe cлoba); b пpeдлoжehии; b teкctax.
Пpи пoд6ope лeкcичecкoгo мa- tepиaлa co6людaюtcя cлeдyющиe пpиhципы:
– hacыщehhoctь лeкcичecкoгo мatepиaлa зaдahhым зbyкoм (coм, кocы, hoc, пoдhoc, кacкa, ahahac);
– paзhoo6paзиe лeкcичecкoгo мatepиaлa (haличиe изyчaeмoгo зbyкa b paзhыx чactяx peчи);
– иcключehиe дeфeкtho пpoиз- hocимыx зbyкob из пpeдъяbляeмoгo мatepиaлa;
– bключehиe b мatepиaл cмeши- baeмыx зbyкob ( лaйкa, я6лoкo, ctpeкoзa, cbeчa);
– bключehиe cлob paзhoгo (b toм чиcлe и cлoжhoгo) cлoгoboгo cocta- ba (oдho-, дbyx-, tpex-, чetыpex- cлoжhыe cлoba), haпpимep: кpa- hobщик, cteкoльщик, 6и6лиoteкapь, чacobщик;
– otдeльhoe o6cлeдobahиe мяг- киx и tbepдыx, зbohкиx и глyxиx bapиahtob фoheм (coм — cetь, hoc
— гycь, paк — peпa, зy6ы — зимa). Пpи o6cлeдobahии зbyкoпpo-
изhoшehия иcпoльзyюtcя paзhoo6- paзhыe мetoдичecкиe пpиeмы: ca- мoctoяteльhoe haзыbahиe лeкcичe- cкoгo мatepиaлa, пobtopehиe cлob cлeдoм зa лoгoпeдoм, cobмecthoe и caмoctoяteльhoe пpoгobapиbahиe cлob и пpeдлoжehий.
Peзyльtatы o6cлeдobahия фик- cиpyюt xapaкtep hapyшehия зbyкo- пpoизhoшehия: зaмehы зbyкob, пpoпycки, иcкaжehиe пpoизhoшe- hия, cмeшehиe, hectoйкoe пpoиз- hoшehиe зbyкob.
O6cлeдobahиe фoheмatичecкo- гo cлyxa пpoboдиtcя o6щeпpиhя- tыми b лoгoпeдии пpиeмaми:
– paзличehиe cлob, cxoжиx пo зbyчahию, ho paзhыx пo cмыcлy: кpышa — кpыca, мишкa — мыш- кa — миcкa, 6ahькa — 6ahкa, зeм- ля — змeя, гaлькa — гaлкa, пe- coк — hocoк, 6oчкa — пoчкa, лyк — люк и t. п.;
– bыдeлehиe зbyкa b pядy дpyгиx зbyкob, cлoгob;
– haxoждehиe зaдahhoгo зbyкa b pядy cлob;
– пpoгobapиbahиe cлoгob c oппo- зициohhыми зbyкaми (пpabильho пpoизhocимыми);
– пpидyмыbahиe cлob c зaдah- hым зbyкoм (пoд6op кaptиhoк ha зaдahhый зbyк).
– o6cлeдobahиe cлoгoboй ctpyк- typы cлoba и зbyкohaпoлhяeмoctи cлob.
Для bыяchehия cteпehи obлa- дehия дetьми cлoгoboй ctpyкtypoй ot6иpaюtcя пpeдмethыe и cюжet- hыe кaptиhки, o6oзhaчaющиe paз- личhыe bиды пpoфeccий и дeйct- bий, c hими cbязahhыx. Зbyкoboй coctab cлob, cootbetctbyющиx эtим кaptиhкaм, caмый paзhoo6paзhый: paзhoe кoличectbo cлoгob, co cte- чehиeм coглachыx и 6eз heгo, c paз- hыми зbyкaми (cbиctящими, ши- пящими, aффpикataми и t. п.). O6- cлeдobahиe bключaet кaк otpaжeh- hoe пpoизhecehиe pe6ehкoм cлob и иx coчetahий, taк и caмoctoяteль- hoe. Oco6oe bhимahиe пpи эtoм o6- paщaetcя ha heoдhoкpathoe boc- пpoизbeдehиe cлob и пpeдлoжehий b paзhoм peчeboм кohteкcte.
Oбcneдoвaнue somoвнocmu к oбyчeнuю в uкone (для дeteй ctapшeй
и пoдгotobиteльhoй к шкoлe гpyпп)
Гotobhoctь дeteй к o6yчehию b шкoлe oпpeдeляetcя cфopмиpo- bahhoctью цeлoгo кoмплeкca зha- hий, yмehий и habыкob иx пpaкtи- чecкoгo пpимehehия. Obлaдehиe ими o6ycлobлиbaetcя дoctatoчhым coзpebahиeм пpeдпocылoк peчeboгo
и hepeчeboгo xapaкtepa, к кotopым othocиtcя пoлhoцehhoctь paзbиtия bcex кoмпohehtob языкa; oпepaций языкoboгo ahaлизa и cиhteзa; bыc- шиx пcиxичecкиx фyhкций (мыш- лehия, bhимahия, bocпpияtия, пa- мяtи); пpoctpahctbehho-зpиteль- hыx opиehtиpoboк; мotopho-гpaфи- чecкиx habыкob.
Taким o6paзoм, peaлизaция bcex o6oзhaчehhыx haпpabлehий o6cлeдobahия otpaжaet cиcteмhый и кoмплeкchыx пoдxoд cobpeмeh- hoгo лoгoпeдa к изyчehию peчeязы- кobыx и hebep6aльhыx boзмoжho- cteй дeteй c OHP.
Лиtepatypa
1. Bыгotcкий, Л. C. Mышлehиe и peчь / Л. C. Bыгotcкий —. M. : Лa6и- pиht, 2004.
2. Лypия, A. P.Язык и coзhahиe /
A. P. Лypия. — M. : Изд-bo Mocк. yh- ta, 1998.
3. Филичeba, T. Б. Bocпиtahиe и o6yчehиe дeteй c o6щим heдopaзbиtи- eм peчи дoшкoльhoгo boзpacta : пpo- гpaммho-мetoдич. peк. / T. Б. Фили- чeba, T. B. Tyмahoba. — M. : Дpoфa, 2011.
4. Филичeba, T. Б. Yctpahehиe o6щe- гo heдopaзbиtия peчи y дeteй дoшкoль- hoгo boзpacta / T. Б. Филичeba, Г. B. Чиpкиha. — M. : Aйpиc-пpecc, 2004.