Военные училища, кадетские корпуса и всевозможные кафедры для подготовки офицеров являются довольно распространенным делом в наши времена. Но в царские годы было распространено и ее одно направление - школа кантонистов. В народе их называли просто "военно-сиротскими школами", а чуть позже "ланкастерскими". Была и у нас в Воронеже такая школа. Более того, дом в котором эта самая школа располагалась, сохранился до сих пор. Его пытались снести, расселить и вообще много чего с ним сделать. Но, не видевший капитального ремонта почти 60 лет, он все же дожил до наших дней. Говорят, реконструировать будут, и вроде как даже какие-то работы уже ведутся. Итак, что за школа такая и почему она "военно-сиротская"?
Дом по адресу улица Сакко и Ванцетти 76 стали строить в далеком 1816 году. Строили его не для казармы или впоследствии военного училища, а как обычный жилой дом. Точнее сказать, не совсем обычный, а дом для богатого воронежского дворянина Тимофея Бородина. Некоторые воронежские экскурсоводы утверждают, что дом уникален, построен в стиле ампир и еще много похожих, не знакомых обычному обывателю слов. Но, на самом деле, таких домов в нашей стране было более чем предостаточно. Отличаться они могли либо количеством этажей, либо какими-то незначительными изменениями. Некоторые из таких домов остались до сих пор. Но вот конкретно у нас в Воронеже да, такой единственный. А возможно это стало из-за того, что в начале 19 века в нашей стране были выпущены специальные альбомы с типовыми проектами домов, которые в свободном доступе распространялись по всей стране. Естественно, ими пользовались все архитекторы, внося лишь небольшие правки.
Что касается конкретно этого дома, то его, к сожалению, так и не смогли окончательно достроить, потому как Бородин скончался. Дом, как и все его наследство, а заодно и долги, достались наследникам. Почему долги, спросите вы, если он был довольно обеспеченным? Все логично, потому как долги в те времена были сродни современным кредитам. Ведь у всех современных бизнесменов большая часть имущества, как движимого, так и недвижимого, находится в кредите. Размер кредита зависит лишь от размера доходов. Так было и в те времена, человек брал деньги под процент или пускал в оборот с расчетом на будущую прибыль. Это нормальная ситуация в бизнесе, в том числе и современном. В общем, остались его наследники с долгами и деваться им было некуда, как просто продать недостроенный дом. Два года им владела одна коллежская советница, которая затем его продала уже военному ведомству.
Собственно в 1819 году в этом, уже достроенном доме, и разместилась школа так называемых кантонистов. Кантонистами тогда называли несовершеннолетних военнообязанных детей погибших и отставных русских солдат. Почему кантонисты? Потому что в переводе с немецкого это означает "военнообязанный", а у нас в те времена очень любили всевозможные немецкие слова перенимать. Кстати, появление такой школы не являлось чем-то новым, потому как существовали аналогичные и ранее, а именно еще при Петре первом, назывались они тогда гарнизонными. Известно, что при Петре первом была гарнизонная школа и у нас в Воронеже. Со временем она уже трансформировалась в ту самую школу кантонистов, где помимо военного дела детей еще обучали арифметике, грамоте и всевозможным ремеслам.
Кстати, тут сразу стоит сказать, почему в народе такие школы назывались "ланкастерскими"? Дело в том, что в таких детских военных училищах свой собственный метод обучения придумал однажды английский учитель по фамилии Ланкастер. Метод заключался в том, что занятия проводили не учителя, а дети возрастом постарше из тех, кто был отличником в учебе. Одно время в Европе такая система получила довольно обширное распространение.
Наша воронежская школа кантонистов была довольно большой. В ней обучались чуть около 900 детей, что в те годы составляло практически 10 процентов от всего мужского населения Воронежа. Куда они там все помещались, спросите вы? Дело в том, что жили дети в казармах, которые были разбросаны по разным частям города. А вот что касается конкретно этого дома, то в нем располагались лишь учебные корпуса и квартиры офицеров, а вот сами кантонисты там не жили.
Помимо офицерских детей-сирот в школу кантонистов также набирали просто беспризорников, детей цыган, старообрядцев, попрошаек, евреев и просто бродяг. Уж не знаю, чем евреи так провинились, но они в этот список почему-то тоже попали. Причем что интересно, пока они проходили обучение в школе кантонистов, эти годы им не шли в срок службы. Таким образом, после школы они должны были еще и 25 лет служить в армии. Ну а что касается этого дома, то 1856 году Александр второй издал приказ, который освобождал солдатских и офицерских детей от воинской повинности. Соответственно, всевозможные кантонистские школы стали закрывать. Но, так как здание Воронежской школы принадлежало военному ведомству, то здесь расположили жандармское управление. На смену ему пришел обычный вещевой склад, а уже в начале 1930-х годов штаб 19-й стрелковой дивизии. В годы войны здание пострадало незначительно. Больше оно пострадало в годы послевоенного бездействия...
Читайте также:
Подписывайтесь на мой канал, впереди еще много интересного о нашем городе
Исторический канал мужа, который помогает в поиске многих архивных материалов