В России не утихают национальные страсти: кто-то выступает против национализма в принципе, кто-то стремится национализм развивать. Одни считают что нужно отменить все национальности, другие - что их нужно поддерживать и развивать. Давайте разберёмся.
Этнос/Нация/Народ
Есть несколько тесно связанных понятий, с которыми необходимо разобраться прежде всего так как их употребляют все кому не лень, и к месту, и не к месту.
Этнос (от греч. ἔθνος – народ) или этническая общность.
Этническая общность - это группа людей (народ), обладающих общим самосознанием (этнической идентичностью), а также обычно общими языком и чертами культуры. Наличие этнической идентичности считается главным признаком этнической общности, на основе которого складывается сама общность и отличающие её те или иные характеристики (этничность).
Тишков В. А. Этническая общность // Большая российская энциклопедия: научно-образовательный портал – URL: https://bigenc.ru/c/etnicheskaia-obshchnost-e3d7bc/?v=6404984. – Дата публикации: 18.11.2022. – Дата обновления: 27.02.2023
В процессе социализации человек проходит социальную идентификацию и одновременно – социальную дифференциацию. Этническая идентичность – это часть социальной идентичности личности, это результат познавательно-эмоционального процесса, осознание себя представителем этноса (группы).
Этни́чность, в распространённом в российской науке подходе – свойство этнической общности (народа), заключающееся в культурно-языковых характеристиках и наличии у её членов этнической идентичности. На индивидуальном уровне этничность – это комплекс чувств, связанных с проявлением принадлежности к культурно отличительной группе.
Тишков В. А. Этничность // Большая российская энциклопедия: научно-образовательный портал – URL: https://bigenc.ru/c/etnichnost-dbde36/?v=5565436. – Дата публикации: 18.11.2022
Этничность – это определённая этническая принадлежность по ряду объективных признаков (язык, место рождения, культура). Этническая идентичность может не совпадать с этничностью. Этническую идентичность необходимо разграничивать с понятием «национальность» - принадлежность к нации.
Типы этнической идентичности:
- Нормальная идентичность. Свой этнос является положительным; хорошее отношение к культуре, патриотизм, толерантность, понимание ценности всех народов в истории человечества.
- Этноцентрическая идентичность. Основным качеством является этноцентризм – сверхпозитивное отношение к своей этнической группе и негативное к иным этносам, чувство превосходства своего этноса над другими.
- Этнодоминирующая идентичность. Среди многих идентичностей человека – эта главная. Второй план - профессиональная идентичность. Признание права народа выше права человека.
- Этнический фанатизм. Абсолютное доминирование этнических интересов жертвы во имя своего народа (терроризм).
- Этническая индифферентность (равнодушие).
- Этнонигилизм (космополитизм). Я – человек мира. Отрицание этничности, этнокультурных ценностей. Все мы едины и т. д.
- Амбивалентная идентичность. Невыраженная идентичность, иногда сдвоенная идентичность.
Структура этнической идентичности:
- Когнитивный компонент (Знания и представления об особенностях собственной этногруппы, осознание себя её членом на основе этнодиффирентных признаков, этническая осведомлённость об истории, обычаях, особенностях культуры; этническое самоназвание (этноним)).
- Аффективный компонент (Отношение к членству в этнической группе; оценка качеств собственной этногруппы; принадлежность к данной этногруппе (значимость)).
- Поведенческий компонент.
Признаки этнической идентичности (Возникли не сразу, а постепенно, в ходе исторической эволюции этноса и этнической идентичности):
- Признак родства. Осознание горизонтального родства (все мои родственники).
- Осознание общности происхождения. Вертикальное родство (Мифы о происхождении народа).Проявляется в почитании культуры предков.
- Территориальная общность. Представление о родной земле.
- Родной язык и родная культура.
- Религия.
- Национальный характер или национальная ментальность.
- Формы и стереотипы поведения.
- Установки по отношению к другим этносам.
- Антропологический тип (Европеец, азиат, африканец).
- Этноним.
Антропологический тип - исторически сложившийся комплекс наследственно устойчивых признаков физического строения, который характеризует группы людей на определенной территории. Термином антропологический тип обозначают как большие расы, так и их подразделения. Классические расовые признаки включают черты внешности - цвет и форму глаз, губ, носа, волос, цвет кожи, строение лица в целом, форму головы. Люди распознают друг друга в основном по чертам лица, которые являются и важнейшими расовыми признаками.
Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=556562
© Библиофонд
Нация (от лат. natio – народ)
На́ция - в современной социальной науке и праве под нацией понимаются два типа человеческих сообществ: совокупность граждан одного государства (политическая, или гражданская, нация) и этническая общность (этническая нация, этнонация, культурная нация).
Тишков В. А. Нация // Большая российская энциклопедия: научно-образовательный портал – URL: https://bigenc.ru/c/natsiia-098567/?v=6496638. – Дата публикации: 07.03.2023
Современный научный подход
В 2010-е гг. общественные теории отходят от трактовки социальных коалиций (социальных групп) как реальных, субстанциональных общностей. Это переход от структуралистских взглядов, при которых группа рассматривается как исходный компонент социальной структуры, к конструктивистским подходам, делающим упор на индивидуальные стратегии и «групповость» (англ. groupness) как на конструируемый, контекстный и подвижный феномен, как форму сложной и не взаимоисключающей идентичности (и кастилец, и испанец; и корсиканец, и француз; и русский, и россиянин). С этих позиций критикуется превращение категории нации как интеллектуальной практики в результат реального социального процесса и её восприятие как статистического и даже биологического (этногенетического) множества (Ф. Барт, Р. Брубейкер, Р. Суни, П. Холл, Х.-Р. Уикер, Т. Х. Эриксен, Л. М. Дробижева, В. С. Малахов, С. В. Соколовский, В. А. Тишков). Этот подход к нации даёт возможность рассматривать её как семантико-метафорическую категорию, которая обрела в современной истории эмоциональную и политическую легитимность, но не стала и не может быть научной дефиницией. В свою очередь, национальное как коллективно разделяемый образ и национализм как политическая доктрина и практика могут существовать и без признания нации как реально существующей общности.
Тишков В. А. Нация // Большая российская энциклопедия: научно-образовательный портал – URL: https://bigenc.ru/c/natsiia-098567/?v=6496638. – Дата публикации: 07.03.2023
Из чего следует, что на данный момент с научной точки зрения нация и, соответственно, национальность не признаются как объективно существующие понятия - то есть не определяются как-то объективно и только сам человек, причисляя себя к той или иной нации, вдыхает жизнь в это понятие. То есть национальность нельзя определить, но можно посчитать сколько человек себя относят к какой-то национальности.
Вывод
Государство, группы граждан и антропологическая принадлежность людей в этом обществе как лебедь рак и щука тянут на себя одеяло народности.
➡️ Государству, как выразителю интересов всех граждан, выгодно чтобы все граждане причисляли себя к единому народу, проявляя этнический народный патриотизм (Нормальную идентичность/Этноцентрическую идентичность/Этнодоминирующую идентичность/Этнический фанатизм - в зависимости от ситуации и целей).
Так государство будет более конкурентно способным и сильным по отношению к другим государствам.
➡️ Разным группам граждан выгодно в рамках одной страны объединяться так, чтобы члены конкретной группы причисляли себя к этой группе, проявляя патриотизм по отношению к группе (Нормальную идентичность/Этноцентрическую идентичность/Этнодоминирующую идентичность/Этнический фанатизм - в зависимости от ситуации и целей).
Так группа граждан будет более конкурентноспособна по отношению к другим группам граждан.
➡️ Антропологический тип людей не преследует каких-то целей - он просто есть и разделяет людей на разные группы в силу того, что сами люди больше контактируют и взаимодействуют с теми, кто на них похож. И наоборот: меньше контактирует и сотрудничает с теми, кто не похож на них. Что влияет в конечном счёте на то, кто к какому народу/этносу себя относит.
Некоторые специалисты считают что этнос формируется естественно на какой-то территории (хотя государство может помочь), нация формируется только при содействии государства. Нация может быть (моно/поли)-(этничной/языковой), зависит от государства. и тогда можно сказать что группы граждан формируют этносы, а государства формируют нации. И они чаще всего сосуществуют в одном человеке, который будет себя причислять и к определённой группе людей в обществе и к государству - ключевой момент в этом случае заключается в том, чьи интересы в критический момент в сознании этого человека пересилят: государства или той группы.
Чтобы создать этнос/нацию/народ вам нужно организовать:
- Этичность: общий язык, место рождения и культуру
- Этническую идентичность - позитивное отношение к своей группе людей
Соответсвенно чтобы уничтожить этнос/нацию/народ специальные службы занимаются прямо противоположным.
Кто такие русские
Вот мы и подступились к этому вопросу: русские это, и нация, и народ, и этнос - важен смысл, вкладываемый в эти слова.
- Русские как нация или народ - то, что государство транслирует всем гражданам России: мы все русские. Так же нас воспринимают и иностранцы: вы из чечни => чечня в России => вы русский.
- Русские как этнос - то объединение людей, которые считают, что они русские. При этом антропологический тип может быть совершенно разным.
- Русские как антропологический тип - тут всё строго - русские по физическому облику группируются в 6 основных антропологических или расовых типов, которые образуют географические зоны:
- Восточноевропейский
- Балтийский
- Понтийский
- Днепровский
- Восточно-балтийский
- Уральский
А ещё есть несколько антропологических типов славян, образующих компактные ареалы: восточноевропейский, днепро-карпатский, понтийский, динарский, беломоро-балтийский и атланто-балтийский. Каждый из них подразделяется на малые антропологические типы.
В общем это биология.
Каков путь России
Этнический национализм, особенно в крайней форме сепаратизма, стал одной из причин распада СССР, и он же представляет собой серьёзный вызов гражданскому нациестроительству в постсоветских государствах. Тем не менее в России этническое понимание нации сохраняет своё влияние, и это отражается в политической и научной лексике, а также в массовом сознании. По этой причине часть экспертов, политиков и общественных активистов отрицают понимание российского народа как социально-политической и историко-культурной целостности в форме гражданской нации, настаивая на исключительном использовании понятия «нация» в отношении этнических общностей (русских, татар, башкир, чеченцев и т. д.). Однако все авторитетные опросы населения страны показывают, что российская идентичность («мы – россияне») стоит на одном из первых мест среди всех других форм коллективной идентичности (91 % по опросам ВЦИОМ 2019; Дробижева. 2021. С. 47).
Многозначное использование понятия «нация» сохраняется в современном общественно-политическом языке, хотя его этнический смысл не признаётся международно-правовыми нормами и нормами большинства государств мира. Ряд этнических сообществ, добиваясь политической и культурной автономии в составе единого государства, требует одновременно признать за ними статус нации. Такого права добиваются, например, франкофоны Квебека в Канаде и каталонцы в Испании. В России фактически все титульные национальности в российских республиках считают себя нациями, сохраняя свою приверженность многонациональному народу Российской Федерации (российской нации).
Тишков В. А. Нация // Большая российская энциклопедия: научно-образовательный портал – URL: https://bigenc.ru/c/natsiia-098567/?v=6496638. – Дата публикации: 07.03.2023
Государства размывают этносы, превращая их в новый этнос-народ-нацию - это естественный процесс, что означает что и Россия идёт по тому же пути - вопрос только во времени и в том, что и как влияет на скорость.
Влияет, во-первых, урбанизация: в городах люди живут ближе друг к другу, больше обмениваются опытом с бОльшим количеством разных людей.
Во-вторых, мобильность (на сколько легко приехать из одного места в другое) - тоже ускоряет ассимиляцию.
В-третьих, образование единое для всех. Да, можно преподавать местные языки и культуру по желанию, но интересоваться этим будет всё меньше и меньше людей - это тоже отражает естественные потребности людей: изучать то, что приносит больше пользы и тратить меньше времени на то, что мало пригодится.
Что мы и видим: с одной стороны "все титульные национальности в российских республиках считают себя нациями", с другой "российская идентичность («мы – россияне») стоит на одном из первых мест среди всех других форм коллективной идентичности (91 % по опросам ВЦИОМ 2019; Дробижева. 2021. С. 47)". Так на наших глазах и формируется русская идентичность многообразного с антропологическими типами народа России.
Примечание: Россия тут не является какой-то уникальной - та же Франция очень разнообразна в антропологическом смысле и имеет своих корсиканцев-французов. Как и многие-многие другие страны. Китай например: