Ростиславу 13 лет... Оглядываясь назад, задумываешься, а что бы сейчас с высоты пройденного опыта сделала по-другому. Чего не хватило тогда? Прихожу к выводу, что не хватало уверенности в правильности своих действий, опыта обучения таких детей. Всё это пришло гораздо позже.
И что бы я сделала сейчас более уверено, если бы можно было вернуться в прошлое, так это активнее внедряла бы в нашу жизнь альтернативную коммуникацию, не слушая никого, кто говорил, что это тормозит речь и никому это не нужно.
Нужно и ещё раз нужно. Это повсеместная мировая практика. Важно дать ребёнку возможность общаться, научить выражать свои потребности.
Второе, что бы я сделала, это провела бы ему качественную диагностику. Для этих целей я бы взяла наиболее выверенную на мой взгляд "VВ-Mapp Программа оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями развития". Почему именно её?
Потому что там представлена упорядоченная система навыков, которые понятным образом привязаны к жизни.
Судите сами, вся диагностика разбита на 3 уровня ( возрастные категории) : от 0 до 18 месяцев, от 18 до 30 месяцев, от 30 до 48 месяцев. Каждый уровень содержит определённое количество предметных областей ( адаптированное название, в прикладном анализе поведения есть для них специальный термин): просьбы ( манд), наименовывание ( такт), поведение слушателя, навыки визуального восприятия и сопоставления с образцом, самостоятельная игра, социальное поведение и социальная игра, моторная имитация, эхо-навыки, спонтанное вокальное поведение. На 2 и 3 уровне к ним добавляются различение по функциям, характеристикам и категориям, навыки вербального реагирования на слова других( интравербальные навыки), навыки поведения в классе и в группе, лингвистическая структура, чтение, письмо, математика.
Я думаю, уже даже по названиям видно насколько система практикоориентированна. Каждая область в соответствии с возрастом разбита на десятки навыков, а те в свою очередь на более мелкие умения, составляющие данный навык.
Всё это позволяет точно определить пробелы, взять с каждой области по 1-2 цели и, просто, как по кирпичикам, восполнять их, занимаясь коррекцией.
Системная работа всегда вернее поиска "волшебной таблетки" и метания по самым разным специалистам. Думаю, такой подход способен в отдельных случаях не только сгладить нарушения, но и улучшить качество семьи и ребёнка.