Найти тему
Русская жизнь

Картина под дождём: Галлюцинации VS Реальность

Оглавление

Когда до истины не докопаться

Фильм «Вычитание»-2022 / Subtraction. Франция-Иран

Жанр: драма, детектив, триллер

Слоган: «Путь спасения — прямо за закрытой дверью». Или: «Бог никогда не устанет вас ждать».

Режиссёр: Мани Хагиги (борхесовский «Приходит дракон»-2016, рок-н-ролльная «Свинья»-2018)

Сценарий: Мани Хагиги, Амир Реза Кухестани

Продюсеры: Маджид Моталеби, Жан-Кристоф Симон

Оператор: Morteza Najafi

Композитор: Рамин Куша

В главных ролях: Таране Алидости, Навид Мохаммадзаде, Али Багери, Гилда Вишки

*

Начну со слов из притчи, придуманной на основе сей трагедии: «Бог и никто иной показал, что одна пара — была ошибкой. А вторая — просто идеальна. Такова жизнь. Таков Бог. Он как дитя — чувствует, где ложь, а где истина». — Ведь именно провидческой фразой ребёнка заканчивается эта драма.

Писал как-то про израильскую «моссадовскую» ленту, где всё время жевали что-то кошерное. Тут, в иранском произведении, — абсолютно всю картину льёт жуткий дождь. Смывая «все следы» (была такая французская кинодрама в 1972-м). Сравнения никакого, конечно, но… К сюжетообразующему ливню мы ещё вернёмся.

В затронутом криминальном «Предателе» под едой подразумевалась рутина, повседневная обыденность (на фоне непрекращающейся арабско-израильской войны), с какой распутывался теракт.

В свою очередь, в «Вычитании» — непрестанный ливень должен скрыть… следы преступления. Ну, во всяком случае тот, кто его совершил, на это надеется.

А почему, собственно, «вычитание»? Поначалу непонятно… Вычитание «лишних людей»? — Возможно. Вычитание, вычитание… Что, кого, куда?

Нашёл ещё одно — иранское — название фильма: «Tafrigh». На персидском — «эвакуация». Тоже не комильфо… Но уже ближе — в онтологическом изводе.

Придётся остаться на потаённых мистико-хичкоковских «головокружительных» подсмыслах иранского кино: тут режиссёры Панахи, и Махмальбафа, Фархади: «Страх очутиться лицом к лицу с отражением»… — Так можно было бы назвать обзор.

Странно, но картина не одинока в своих коллизиях обмана самих себя и окружающих.

Недавно вышел датский триллер «Иллюзия побега». Где семейная пара борется с демонами-двойниками в лесной чаще, куда они приехали… отдохнуть от городской суеты.

Что это — общемировой тренд боязни самих себя? Боязни того, что всё вокруг неправильно? И надо что-то менять?

Скажу сразу, фильм на эти вопросы не отвечает. Кинув ответы — на алтарь вдумчивого отношения просвещённой публики.

Но приступим…

Удивительное кино. Некое Arthouse movie: фестивально-авторский жанр. Неторопливый. Задумчивый…

Необычная для нас актёрская игра: чуть с виду замедленная. Действующих лиц — мало. Противоугонка на руле — напоминанием прошлой жизни из 90-х. [Не забудем про глубочайший 30-летний кризис в Иране. Связанный с давними жёсткими мировыми санкциями наряду с провальной экономической политикой. Посему — никаких казино и блёсток. Только — дождь. И — отнюдь и отнюдь не богатая жизнь.]

Рваная раскадровка. Ракурсы, операторские зависы и оттяжки — немного непривычные. Всё-таки восточная киношкола явно отличается от евро-американской. Тем более советско-российской: с мощными крупными планами, эпическими съёмками.

Кстати… Не в тему, но пригодится. Послушайте, пожалуйста, арабский рокешник 1970-х.

Уж если не понять, то хотя бы ощутить нашу с «ними» разницу. В кавычках — потому что чувствуем-то мы одинаково! И чужие горе и радость отдаются в нас так же гулко, как своё, родное:

Итак…

Дождливый серый Тегеран.

Беременная девушка Фарзане́ (актриса Т.Алидости) трудится инструктором по вождению.

Внезапно — совершенно случайно замечает на улице мужа — слесаря Джалала (Н.Мохаммадзе). В неприглядном для него амплуа: амплуа любовника.

Она проследила за ним — и дошла до места, где супруг встречается с посторонней женщиной. [Их силуэты Фарзане наблюдала на третьем этаже в окне дома «изменников».]

И началось…

Джалалу с трудом удалось объяснить любимой, дескать, он в ту пору находился совсем в другом месте. В доказательство даже предъявил Фарзане подтверждающие документы из банка: с точным временем и датой там пребывания.

Донельзя расстроенная девушка еле поверила. Предварительно грохнувшись в обморок от неожиданности. Когда в реальности глянула на «близняшку».

What’s this? — галлюцинации от приёма лекарств? Призраки-фантомы в период беременности? — Фарзана даже посетила врача-психолога, дабы разобраться в невероятном. Доктор — не въехала, хитро́ прищурившись. Списав недуг на предродовы́е коллизии. И на сильные лекарства.

Дело в том, что «пациентка» (с помощью мужа) обнаружила семейную пару, зеркально похожую на них самих: Махсена и Биту. Которые тоже с большим сомнением приняли двойную реальность.

Да — они копии друг друга. Две пары абсолютных копий. Но — не характеров. И тут — сценарное зерно ленты: кроме идеально сходной внешности, у героев нет ничего общего.

Близнецов зовут Бита и Мохсе́н.

Бита — спокойная уравновешенная женщина, не склонная к депрессии. А вот Мохсен — вспыльчивый, крайне высокомерный тип. Способный даже избить беспомощного старика. С коим вышел небольшой, в сущности, конфликт на работе. Вполне решаемый мирно. Но увы, не Мохсеном. Он не уступит ни в коем случае!

Бите пришлось обратиться за подмогой к близнецу Мохсена — Джалалу. По доброте душевной тот пособил уладить конфликт. Мохсен этого не простил…

Схематично дам героев драмы, чтобы не запутаться. Оттого как им вскоре доведётся пересечься «фотокопиями», как в детской игре Memory — «Найди пару»:

· Фарзане́ и Джалал — 1-я пара.

· Бита и Мохсен — 2-я.

· Джалал и Бита — притягиваются один к другому. Они — «идеальная пара», по словам Фарзне. В дальнейшем потерявшей от переживаний ребёнка.

· Отец Джалала — немаловажная роль. Он — свидетель: сыновей-близняшек у него стопро не было!

· Девушки — не сёстры по медицинским показаниям.

Ежели характер Фарзане выписан штрихами, наброском. То её «сестра» Бита — обрисована сильней: улыбчивая, приветливо-добрая. И, несмотря на близнецовую схожесть, мнится чуть симпатичней задёрганной на работе и дома Фарзане. (Понятно — режиссёрская фишка: актриса-то одна.)

Таким же сговорчиво-участливым оказывается муж Фарзане — Джалал. Неудивительно, что меж Битой с Джалалом промелькивает искра… Искра всего лишь. Ничего большего не было. Элемент эмпатии.

Ершистый, нескладный гонор Мохсена и стал триггером к чудовищному сюжетному переплетению. Вне зависимости от моего не очень комплиментарного отношения к (довольно тягучему в увертюре) фильму. [Просто я — любитель экшн.]

Через час действо впрямь закипело: до взрыва в подкорке! Спойлерить дальше нету смысла.

Отметим явные плюсы с ярко выраженными мнемоническими линями:

· Блестяще сыгранные роли близнецов, и мужчин, и женщин.

· Картина настраивает на философский лад. Тут (фоном) — и нестабильный политический компонент в Иране. Социальное разделение. Семья Фарзане — из бедняков, но дружная. Семья Биты — зажиточная, на грани расставания.

· По диагонали ленты идёт религиозный уклон: уважение к старшим, ответственность мужчин за всё, что делается в семье.

· Во главе угла: супружеская честность, верность.

· Прочерчен вектор ненависти к инакомыслящим. Не относящийся к исконным исламским законам.

· Основополагающая линия — воспитание детей.

Вывод:

Пусть не обижается зритель, выскажу сугубо пристрастное мнение.

Индией попахивает…

Но ведь она, в общем-то, и недалеко от субтропически-дождливого Ирана. Практически как от моей Вятки — до Сочи, тоже жаркого. Тоже не без прикрас.

P.S. Буквально после мировой премьеры Subtraction-«Вычитания» Иран всколыхнули массовые протесты, продолжавшиеся с сентября 2022 по 2023-й. По поводу убийства шестнадцатилетней школьницы. Не спевшей полицейским гимн и неправильно носившей хиджаб.

Тогда погибло более двухсот человек. Тысячи — попали в тюрьмы.

Среди них — за решётку угодила главная героиня фильма Таране Алидости. Актриса «Вычитания». Также оскароносного «Коммивояжера»-2016 (реж. Асгар Фархади).

Помимо того казнён один из участников протеста. По трагической иронии его звали Мохсен. Фамилия — Шекари.

Игорь ФУНТ

Журнал "Русская жизнь"