В 2015 году Эван Шпигель стал одним из самых молодых миллиардеров в мире — всего через четыре года после запуска Snap. Однако в период с 2021 по 2022 год собственный капитал Шпигеля упал почти на 83%, поскольку Snap терпела убытки по сравнению с предыдущим годом и у нее возникли проблемы с рекламным бизнесом. Сейчас, в 33 года, его состояние, согласно последним оценкам Forbes, составляет около 2,6 миллиарда долларов. Snap по-прежнему входит в число самых узнаваемых брендов социальных сетей в мире и может похвастаться почти 400 миллионами активных пользователей ежедневно. Несколько фактов из его биографии:
Эван Шпигель родился в 1990 году и вырос в Пасифик Палисейдс, престижном районе Лос-Анджелеса к востоку от Малибу. Он старший из троих детей, его родители - юристы, получившие образование в Гарварде и Стэнфорде.
Шпигель провел свои ранние годы в ультраэксклюзивной школе Crossroads, стоимость обучения в которой составляет десятки тысяч долларов за один учебный год. Среди известных выпускников частной школы Санта-Моники такие знаменитости, как Джона Хилл, Джек Блэк и Гвинет Пэлтроу. По сообщениям LA Weekly, Шпигель с юных лет подвергался издевательствам в школе.
"Большую часть школы я был довольно занудным и застенчивым ребенком", - рассказал Шпигель в интервью Palisadian-Post. "Я был лучшим другом моего учителя информатики и к шестому классу собрал свой собственный компьютер".
Семья Эвана Шпигеля была членом ряда эксклюзивных клубов, они часто путешествовали по Европе. Когда Шпигелю исполнилось 16 и он получил водительские права, родители подарили ему новый Cadillac Escalade.
Позже его родители объявили, что разводятся, и Шпигель, будучи в выпускном классе средней школы, стал жить со своим отцом. Примерно в это же время Эван попал на стажировку по маркетингу в Red Bull.
Эван Шпигель продолжил изучать дизайн продукта в Стэнфордском университете, альма-матер своего отца. Друг семьи позволил ему присутствовать на курсе для выпускников по предпринимательству и венчурному капиталу, где Эван услышал выступления технических светил, таких как генеральный директор Google Эрик Шмидт и соучредитель YouTube Чад Херли.
Шпигель подружился с соучредителем Intuit Скоттом Куком после того, как тот выступил с докладом на одном из этих занятий. Эван умолял его дать ему работу, и в итоге Кук позволил ему работать над продуктом, который Intuit планировала выпустить в Индии. Этот опыт вдохновил Шпигеля на запуск собственного проекта, а Кук позже стал одним из первых инвесторов Snapchat.
В Стэнфорде Шпигель познакомился с будущими соучредителями Snapchat Реджи Брауном и Бобби Мерфи, которые в какой-то момент были членами братства Kappa Sigma.
В слитых электронных письмах своему братству Шпигель отпускал оскорбительные, насыщенные бранью шутки о сексе с женщинами. Он был вынужден принести публичные извинения в 2014 году, когда эти электронные письма стали достоянием общественности, заявив, что сообщения "никоим образом не отражают того, кем я являюсь сегодня".
Идея Snapchat появилась весной 2011 года, по сообщениям, под влиянием разговора между братьями по братству о секстинге, то есть отправке откровенных сообщений и фотографий. Однако ранняя история основания Snapchat неясна и оспаривается. В судебном процессе много лет спустя Браун утверждал, что он был первым, кто предложил приложение для отправки исчезающих фотографий, и что впоследствии Мерфи привлекли для написания кода.
Летом 2011 года трое студентов колледжа остались в доме отца Шпигеля в Палисейдсе, чтобы поработать над своим проектом: приложением для отправки фотографий, которые исчезали через определенное время. Шпигель сосредоточился на дизайне, Мерфи занимался программированием, а Браун руководил маркетингом. Примерно в это же время был разработан логотип приложения, названный "Ghostface Chillah" в честь члена клана Ву-Танг Ghostface Killah.
Приложение впервые было запущено в июле 2011 года под названием Picaboo и распространялось сарафанным радио и по приглашениям друзей основателей. Позже в том же году название приложения было изменено на Snapchat. Вскоре после запуска отношения между тремя основателями начали портиться, и Брауна вынудили уйти из компании.
Позже Браун подал в суд на Шпигеля и Мерфи в 2013 году, утверждая, что ему не отдали его акционерный капитал: одну треть компании. В конечном итоге иск был урегулирован, и Snapchat заплатил Брауну 157,5 миллионов долларов.
В 2012 году Шпигель бросил Стэнфорд, чтобы работать в Snapchat полный рабочий день, а в июне вышел на сцену, чтобы получить диплом вместе со своими друзьями. Кстати, он был не единственным ребенком, поступившим в Стэнфорд — и бросившим его. Так же случилось и с его сестрой Кэролайн.
Младшая сестра, Кэролайн, является генеральным директором Quinn, платформы для бесплатного аудио- и текстового порно. Она описала свою платформу как "гораздо менее грубый, более веселый порнохаб".
В тот же год, когда Эван Шпигель бросил учебу в Стэнфорде, Snapchat переехал в офис на набережной Венеции. На пике своего развития Snapchat занимал тысячи квадратных футов офисных площадей в Венеции, включая офис в нескольких шагах от пляжа на Маркет-стрит, который когда-то служил его штаб-квартирой. В 2019 году Snap переехал в Санта-Монику. К середине 2013 года Snapchat насчитывал почти 60 миллионов загрузок и оценивался в 800 миллионов долларов.
Вскоре потенциальные покупатели обратились к Шпигелю, чтобы купить Snapchat. Он, как известно, отклонил предложение в 3 миллиарда долларов от генерального директора Facebook* Марка Цукерберга в 2013 году, а затем отклонил последующее предложение в 4 миллиарда долларов от Google. По сообщениям, Цукерберг также обсуждал возможность повторного приобретения Snapchat в 2016 году.
Позже Шпигель купил собственный дом с тремя спальнями за 3,3 миллиона долларов в богатом районе Брентвуд в Лос-Анджелесе — менее чем в четырех милях от дома своего отца. Эван, который долгое время был очарован музыкальной индустрией, изучал идею о запуске собственного музыкального лейбла в 2014 году. По сообщениям, он был заинтересован в покупке Big Machine — звукозаписывающего лейбла, представляющего Тейлор Свифт, — но сделка так и не состоялась.
Шпигель никогда не стеснялся жить в роскоши. После того, как Snapchat завершил крупный раунд финансирования в 2013 году, Шпигель купил себе Ferrari. Он также является лицензированным пилотом вертолета.
Шпигель заботится о моде больше, чем большинство технических руководителей. В октябре 2015 года он попал в заголовки газет, оказавшись на обложке итальянского журнала Vogue. На съемках он примерил несколько образов - от шубы (со щенком в руках) до клетчатого костюма.
Шпигель рассказал, что его рабочая форма включает кроссовки Common Projects стоимостью 460 долларов, черные джинсы Patrik Ervell стоимостью 255 долларов и белую рубашку James Perse с V-образным вырезом стоимостью 60 долларов, которая, как он однажды заявил GQ, была "основным нарядом со средней школы". Он также рассказал, что пользуется ежедневным кремом для рук Kora Organics, в интервью GQ:
"Во 2-м классе учитель заставил наш класс держаться за руки. Одна девушка высмеяла меня за то, что у меня были сухие руки, и я этого не забыл ".
Шпигель высоко ценит секретность как в своих деловых отношениях, так и в личной жизни. Snap редко проводит общие собрания, и сотрудники часто не знают о продуктах, над которыми работает компания, пока о них не будет объявлено публично. Сотрудники Snapchat назвали Шпигеля "отчужденным" лидером.
Шпигеля часто сопровождала усиленная служба безопасности, и он летал на собственном частном самолете отдельно от банкиров во время роуд-шоу Snap по IPO. По сообщениям, однажды он запросил вооруженную охрану (но не получил ее), и 890 399 долларов из денег Snapchat были потрачены на безопасность для него лично в 2016 году.
Шпигель также рассказывает, что он невероятно застенчивый и редко обращается к сотрудникам и взаимодействует с ними, потому что считает это пугающим и неловким. По сообщениям, во время заседаний совета директоров Шпигель проводит большую часть своего времени, используя Snapchat и играя со своим телефоном. В то же время сотрудники рассказывали, что Шпигель участвует во всех бизнес-решениях и что его мнение является окончательным — вплоть до того, что он в последнюю минуту отменял сделки, которые "почти завершены".
"Когда вы приходите на работу в Snapchat, вы идете работать на Эвана. Вы идете не для того, чтобы учить Эвана. Вы идете не для того, чтобы ввести его в курс дела."
Поскольку пользовательская база Snapchat и ее оценка продолжали расти, Шпигель быстро стал настоящей знаменитостью в мире технологий и медиа, и он регулярно общается с лидерами и знаменитостями.
В 2015 году Шпигель начал встречаться с австралийской супермоделью Мирандой Керр после того, как они познакомились годом ранее на ужине в Louis Vuitton. В тот вечер, когда они встретились, главный редактор Harper's Bazaar Гленда Бейли сказала Керр: "Держу пари, вы двое поженитесь". После этого дела у пары пошли быстро. В мае 2016 года Шпигель и Керр приобрели дом в Брентвуде за 12 миллионов долларов. Несколько месяцев спустя, в июле 2016 года, пара объявила о своей помолвке.
Шпигель сделал Керр предложение и подарил ей кольцо, стоимость которого оценивается в 55 000 долларов.
В сентябре 2016 года Шпигель переименовал свою компанию в Snap Inc., которую в интервью the Wall Street Journal назвал "компанией по производству камер". Snap также расширила свои предложения за пределы приложения Snapchat и представила умные солнцезащитные очки со встроенной камерой под названием Spectacles. В феврале 2017 года Шпигель и соучредитель Бобби Мерфи основали Фонд Snap Foundation для поддержки некоммерческих программ в области искусства, образования и молодежи. Snap стала публичной 2 марта 2017 года и оценивается примерно в 33 миллиарда долларов.
По данным Bloomberg, Шпигель увеличил свой собственный капитал примерно на 1,6 миллиарда долларов, основываясь на 44-процентном росте стоимости акций Snap в первый день торгов. Вскоре после этого Керр и Шпигель связали себя узами брака на церемонии во дворе своего дома в Брентвуде в мае 2017 года. Свадьба была "интимным мероприятием", на котором присутствовало менее 50 гостей, и включала предсвадебную йогу и караоке.
Шпигель и Керр провели медовый месяц на частном острове Лаукала на Фиджи, на курорте, принадлежащем миллиардеру Red Bull Дитриху Матешицу. В ноябре 2017 года Шпигель и Керр объявили, что ждут своего первого ребенка. В мае 2018 года родился мальчик по имени Харт. Керр рассказывает, что после работы Эван любит приезжать домой и отдыхать с семьей.
"Он ведет себя так, как будто ему 50. Он не на вечеринках. Он возвращается домой. Мы никуда не выходим. Мы предпочитаем сидеть дома, ужинать и рано ложиться спать ".
Шпигель сказал, что пара ограничивает экранное время для Флинна, старшего сына Керр от ее предыдущего брака с актером Орландо Блумом. Флинну разрешено проводить за экраном всего 1,5 часа в неделю - правило, по словам Шпигеля, навеянное его собственными родителями, которые не разрешали ему смотреть телевизор, пока он не стал почти подростком.
Шпигель является гражданином Франции с 2018 года.
Шпигель получил гражданство в результате редкой процедуры для франкоговорящих иностранных граждан, которые предприняли "исключительные действия" ради Франции. "Честно говоря, он любит Францию", - рассказал представитель Snap.
Редизайн приложения в 2018 году привел к снижению числа пользователей, падению акций и последующим увольнениям сотрудников. Кайли Дженнер даже публично раскритиковала приложение. Керр, жена Шпигеля, также рассказала ему, что ненавидит редизайн.
Однако позже Шпигель сказал, что он не сожалеет о катастрофическом редизайне, и сказал, что это действительно помогло привлечь больше пользователей к просмотру "премиум-контента" в Snapchat. И, хотя 2018 год оказался трудным для Шпигеля, Snapchat восстановился в 2019 году.
В марте 2019 года Керр и Шпигель сообщили, что ожидают второго ребенка. В октябре Керр объявила в Instagram*, что родила мальчика по имени Майлз.
2019 год был также знаменательным годом для другой социальной платформы: TikTok, вирусного приложения для обмена видео. Хотя такие руководители, как Марк Цукерберг из Facebook*, назвали приложение конкурентом, Шпигель сказал, что считает TikTok "другом", помогающим людям проводить еще больше времени со своими смартфонами. Позже в том же году в интервью CNBC Шпигель еще раз заявил, что TikTok не посягал на пользовательскую базу Snap.
В январе 2021 года Шпигель и Керр приобрели особняк в Париже за 30 миллионов долларов. Дом площадью 10 000 квадратных футов, расположенный недалеко от реки Сена в Париже, включает в себя шесть спален, пять ванных комнат, бассейн, внутренний двор, сад, библиотеку, музыкальную комнату, винный погреб, частные гардеробные и помещения для медсестер, горничных или шеф-поваров.
2021 год стал важным годом для компании, поскольку он ознаменовался самым высоким ростом числа пользователей Snap с момента выхода на рынок в 2017 году. В то же время Шпигель был вынужден считаться с обвинениями в недостаточном разнообразии рабочей силы Snap. На внутреннем совещании в июле 2020 года Шпигель заявил, что компания сохраняет свои отчеты о разнообразии в тайне, поскольку публикация данных укрепила бы идею о том, что группы меньшинств недостаточно представлены в технологической индустрии. Он также сказал сотрудникам, что показатели компании соответствуют показателям других технологических компаний, в которых преобладают белые и мужчины.
Однако позже в том же месяце компания опубликовала свой первый отчет о разнообразии. В отчете представлены демографические данные сотрудников, начиная с момента основания Snap в 2011 году. Исследование показало, что чернокожие и латиноамериканцы составляли менее 11% персонала компании и менее трети сотрудников компании были женщинами. Snap также начала расследование обвинений в расизме и сексизме в компании.
После увольнения около 20% персонала компании в конце августа 2022 года Шпигель на всеобщем собрании призвал оставшихся сотрудников "доказать, что ненавистники неправы". Шпигель также переложил вину на массовый набор персонала в компании за предыдущие 18 месяцев, когда численность персонала выросла на тысячи человек.
В период с октября 2021 по октябрь 2022 года состояние Шпигеля упало с 13,9 миллиарда долларов до 2,3 миллиарда долларов, согласно оценкам Bloomberg Billionaires Index. Потери произошли из-за того, что Snap сам боролся с ежегодными убытками, испытывая трудности со своим рекламным бизнесом, а Snapchat боролся со стагнацией роста числа пользователей.
В этом году, когда американские законодатели рассматривают способы введения запрета на TikTok, Шпигель заявил, что компания хотела бы "краткосрочного" запрета приложения в США. В то же время он признал, что запрет может создать проблемный прецедент для других технологических платформ.
*входят в Meta – организацию, запрещенную на территории РФ.