-А чего это мы расстраиваемся? -ласково произнесла медсестра -не надо плакать -молоко пропадёт. А деткам мамино молочко просто необходимо для нормального роста. Что, муж обидел?
-Хочет от сына отказаться -всхлипывала Рита.
-Это из -за ножки? Да не волнуйтесь. У многих папаш такая первая реакция бывает. А потом так своих деток любят, ни на какие недостатки внимания не обращают. Не плачьте, у Вас вон какой красавец -богатырь рядом лежит. Будете плакать и он начнёт беспокоиться.
На выписку из роддома Тимур приехал один. Ни его родители, ни его сестра ни разу не навестили невестку в роддоме. Не пришли они и на выписку. Тимур взял на руки красиво завёрнутого в белоснежное покрывало малыша, дежурно улыбнулся и чмокнул в щёку Риту; вручил ей букет цветов и пошёл к машине. Потом передал жене сына, взяв из её рук сумки; помог ей сесть на заднее сиденье и выехал с парковки. Дома он не стал задерживаться, а открыв дверь, поставил сумки в прихожей и бросил:
-Я пошёл, мне на работу нужно.
С этого дня жизнь Риты разделилась на До и После. После рождения сына Тимур стал возвращаться поздно; часто от него пахло алкоголем. Сыну уже был почти месяц, а имени ему ещё не дали.
-Тима, как мы малыша назовём? Давай, Мариком? Или Маратом? Его уже регистрировать пора.
-Называй, как хочешь -отвечал муж.
-Тебе, действительно, всё равно?
-Всё равно.
В итоге, Рита назвала сына Маратом. Она сама съездила в ЗАГС и получила документы. Тимур отговорился неотложными делами. Он так и не подходил к сыну, даже когда ребёнок плакал, а Рита в этот момент была занята; такое его отношение больно ранило, саму Риту он тоже старательно игнорировал.
Ещё в самом начале, когда только они вернулись из роддома, позвонила свекровь. Она не поздравила невестку, а с ходу заявила:
-В нашем роду никогда не было уродов. Это ваш род гнилой. Надо было мужа послушать и отказаться от такого ребёнка. Родила бы другого, нормального. Так нет. Повесила на шею мужу такую обузу.
-Да почему же он ненормальный? У него только ножка…
Но свекровь не стала слушать и бросила трубку. Больше она не звонила.
-Это она накручивает Тимура -с горечью думала Рита.
Сынишка рос; он уже сидел, брал игрушки, лепетал по- своему, а Тимур только искоса на него посматривал и на руки не брал, словно боялся - если возьмёт, то привяжется к ребёнку и не сможет от него отказаться.
-Успокой его – раздражённо требовал Тимур, когда Маратик плакал.
Однажды муж вернулся в подпитии. Рита укачивала сына, держа на руках.
-Мне поговорить надо -бросил Тимур.
Она осторожно, чтобы не разбудить, положила сына в кроватку и вышла в большую комнату. Муж развалился на диване.
-Вот что, Рита. Я долго думал и всё же принял решение: я не хочу жить с ребёнком, которого мне придётся стесняться. Знаю, что до года нас не разведут, но как только Марату исполнится год, я подам на развод. Куплю вам небольшую квартиру и вы отсюда уедете. Алименты платить буду, но большего от меня не требуй. Сразу хочу предупредить -уговаривать меня не надо. Я люблю другую девушку и надеюсь, что она родит мне здорового ребёнка.
Рита молча выслушала мужа и вышла из комнаты. В детской она уткнулась в подушку и горько разрыдалась. Ей было обидно и, в тоже время страшно:
-Как она справится со всем одна? Ведь и операцию сыну делать, и всякие восстановительные процедуры -а где деньги брать?
Оставшиеся до года месяцы Тимур с Ритой почти не разговаривал. Возвращался поздно, спать ложился в гостиной. Молча оставлял деньги на хозяйство, молча ел то, что готовила жена, молча одевал чистые рубашки. Когда Марату исполнился год, Рита испекла торт, купила свечку с цифрой один и поставила сынишку на стул, показывая, как надо задувать свечу. Смеялась, когда он смешно надувал щёчки, не выдувая воздух. В итоге, задула свечу сама. А потом в одиночестве пила чай и ела торт, положив кусочек на блюдечко для Маратика, который сидел рядом на высоком стуле. Вошёл Тимур.
-Будешь торт? -посмотрела на него Рита.
-Нет, спасибо, не хочется сладкого. Помнишь, о чём мы уговорились? Я сегодня подал на развод. Завтра поедем покажу тебе квартиру, которую тебе покупаю. Необходимую технику и мебель куплю тоже, можешь не волноваться.
Он снова ушёл.
Через два месяца Рита уже обживала новое жильё. Первые дни она не могла сдержаться и всё плакала, не веря в то, что её любимый муж смог бездушно выкинуть её с сыном из дома. Квартиру он купил ей маленькую -однокомнатную. Решил, наверное, что и так сильно потратился.
Маратик рос хорошеньким, умным малышом, и когда мама его спрашивала:
-Маратик, покажи птичку -он смеялся и показывал пальчиком воробья или голубя.
-Где машинка? -он показывал на автомобили.
Рита понимала, что сыну нужно делать операцию, а денег на неё не было. К Тимуру обращаться было бессмысленно, а квоту не дали. Рита позвонила подруге:
-Динара, привет!
-Ой, Риточка, я рада тебя слышать. Как дела у вас? Не помирились с Тимуром?
- Что ты! Живём с Маратом в новой квартире. Тимур нас выселил. Развёлся со мной и купил нам однушку.
-Рита, мне не верится, что Тимур смог так поступить.
-Ты слишком хорошего о нём мнения. Впрочем, я тоже была. У него уже другая девушка. Он мне сам сказал об этом. Надеется, что она подарит ему здорового ребёнка. А мой Марат ему не нужен.
-Рита, ну, это же кошмар! Марат -его сын, ну, как не нужен?
-Вот так. Сказал -не нужен ему урод.
Динара замолчала.
-Что молчишь? -Рита слегка тряхнула трубку -ты меня слышишь?
-Слышу, Рита, просто не знаю, что сказать. А сын как?
-Операцию нужно делать, а денег нет. Тимур сказал, чтоб я не обращалась к нему. Я вот думаю -может, мне на работу устроиться? Ты не поговоришь с папой? Мне бы хоть какую должность получить.
-Да я -то поговорю, но Марата с кем думаешь оставлять? Или к маме в деревню поедешь?
- Нет, в деревню не поеду. Няню буду искать. Может, найду почасовую, чтоб не очень дорого брала.
-Рита, а ведь у меня есть такая знакомая. Она раньше в садике работала, но ушла. Когда с моим Ильдаром надо было несколько часов сидеть, она соглашалась. И брала недорого. Я тебе её телефон дам, вдруг она согласится? А с папой поговорю; думаю, он не откажется помочь. Он всегда к тебе хорошо относился.
Динара не обманула, поговорила с отцом и он с удовольствием принял Риту снова в свою фирму. Няня тоже согласилась; и у Риты жизнь понемногу начала налаживаться. Через полгода Марату сделали операцию. Нужно было возить его на реабилитацию, и Рита купила в кредит подержанный автомобиль. Со временем сыну на заказ сделали ортопедическую обувь и он стал потихоньку ходить самостоятельно.
Рита сидела на работе за компьютером, как вдруг монитор потух.
-Вот незадача -расстроилась она -тут работу быстрее доделать нужно, а комп, как нарочно, подвёл.
Она обернулась и увидела у соседнего стола склонившегося над компьютером мужчину.
-Мне повезло -узнала она инженера по обслуживанию компьютерной техники Владимира.
Рита встала и подошла к Владимиру:
-Здравствуйте! У меня что -то с компьютером случилось, а мне работу срочно доделать нужно. Вы не посмотрите?
Он оглянулся на девушку:
-Буквально 5 минут и я к Вам подойду.
Она снова уселась за свой стол, а через несколько минут к ней подошёл Владимир:
-Ну, давайте посмотрю Вашу машину.
Рита освободила стул и встала за спиной у инженера. Копался он не долго: через 10 минут комп заработал.
-Спасибо Вам огромное -обрадовалась Рита, снова усаживаясь на своё место.
-Да не за что -это моя работа -улыбнулся Владимир.
Эта симпатичная светловолосая девушка ему понравилась с самого первого дня, как только на работу вышла -её зелёные глаза притягивали, как омуты. Но не только глаза; что -то в ней такое милое, домашнее было, что Владимиру постоянно хотелось подойти к ней, взять за нежные руки и просто посидеть рядом. Но причины подойти к девушке он не находил. И вот появился повод.
Рита сидела за столом, вглядываясь в монитор, когда почувствовала на себе чей -то взгляд. Она обернулась: сзади всё ещё стоял Владимир.
-Вы что -то хотели? -спросила Рита.
-Нет, наблюдаю, как работает компьютер. Я Вам мешаю?
-Да нет -неуверенно сказала Рита, хотя мужчина за спиной конечно же, её напрягал.
-Я уже ухожу. Вижу, что всё нормально работает -он неохотно отошёл.
И потом чуть ли не каждый день Владимир подходил к столу Риты с вопросом:
-Компьютер работает нормально?
В конце концов её это стало смешить и однажды, на очередной его вопрос, она не сдержалась и рассмеялась. Он засмеялся тоже, сквозь смех спрашивая:
-Что, что Вы смеётесь?
А после работы подождал её у выхода:
-Рита, разрешите, я Вас до дома довезу?
-Если бы на стоянке не стояла моя машина, я бы разрешила. А так -спасибо за предложение.
На следующий день он осмелился позвать её погулять по городу. Рита стала отказываться:
-Не могу, Володя, у меня сынишка дома.
-А мы и сынишку возьмём -с готовностью ответил Владимир.
-Да он ещё маленький и долго ходить ему трудно. У него проблема с ножкой.
-Так это тоже не проблема. Если маленький, я его на руках понесу.
Рита согласилась:
-Почему бы и нет? В парк можно сходить, на каруселях Маратика покатать.
Эта прогулка стала не единственной.
Прошло несколько лет. Было первое сентября. Первоклассник Марат, в белой рубашке и сером костюме, немного прихрамывая, гордо шёл между счастливыми Владимиром и Ритой, неся в руке букет для учительницы. Навстречу им шла немолодая женщина с мальчиком. Она увидела Риту с Маратом и остановилась.
-Здравствуй, Рита!
От неожиданности девушка остановилась тоже:
Здравствуйте, Нурия!
Нурия пристально смотрела на Марата -точную копию её сына:
-Это Марат такой стал?
-Да. Но Вы же никогда его и не видели.
-Не видела. А он сильно на Тимура похож. В первый класс идёте?
-Да, в первый.
А я вот сына Амины во второй класс веду. У нас соседняя школа. Ты знаешь, Рита, а Амины больше нет. Они с мужем на машине разбились. Теперь мы с дедом детей её воспитываем. А Тимур с Софией развелись. Всё у нас наперекосяк пошло. Наверное, наказаны мы за то, что ребёнка твоего не приняли, отказаться от него Тимура заставили. А у тебя, вижу, всё хорошо? Замуж вышла? И у Марата ножка ходит?
-Всё хорошо у меня, Нурия. Пойдём мы, а то линейка скоро начнётся – Рита взяла за руку сына и они, не оглядываясь, зашагали к школе.
А Нурия всё стояла и смотрела вслед бывшей невестке и непризнанному внуку.