Полотно «Екатерина, путешествующая в своем государстве в 1787 году», представленное на выставке «Новороссия», буквально пронизано аллегориями. Императрица изображена сидящей в триумфальной колеснице в окружении ангелочков путти, а благодарные жители вновь присоединенных земель приветствуют её. Над колесницей в облаках изображена фигура Славы, которая венчает Екатерину, а трубящий Гений указывает государыне путь. С небес на триумфальное шествие смотрит Петр Великий, продолжательницей дел которого считала себя Екатерина II, опираясь рукой на голубую сферу с двуглавым орлом. Рядом с ним в облаках восседает Юпитер, символизирующий счастье и мудрость.
В реальности путешествие императрицы в Новороссию и Крым длилось более полугода и стало грандиозной демонстрацией военной мощи Российской империи, её успехов в деле освоения вновь присоединенных земель и готовности защищать новые территории. Организатором исторического вояжа стал светлейший князь Г. А. Потемкин, получивший за свои заслуги титул «Таврического».
Музеи Московского Кремля показывают портрет императрицы в «русском платье» и императорской мантии, скрепленной бриллиантовой брошью-аграфом.
Государственный Эрмитаж объясняет, как можно обозначить связь произведения искусства с Екатериной II, не помещая на него изображения самой царицы.
Пушкинский музей рассказывает о дружбе Екатерины и Дени Дидро, неразрывно связанной не только с философской мыслью, но и с искусством, в чем можно убедиться на выставке «„Салоны“ Дидро...».