Найти тему

РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ЕВРЕЕВ В ВОЙСКА

Ополченцы перед смотром в Мосты-Вельке. Почтовая открытка. Галиция, 1914–1915. Courtesy Еврейский музей и центр толерантности
Ополченцы перед смотром в Мосты-Вельке. Почтовая открытка. Галиция, 1914–1915. Courtesy Еврейский музей и центр толерантности

5-го февраля 1886 года управляющий делами Мобилизационного комитета Главного Штаба генерал-майор О. Я. Гюббенет представил на имя Военного Министра генерал-адъютанта П. С. Ванновского секретную записку «О распределении в войска новобранцев из татар и евреев», в которой изложил весьма напряжённую текущую ситуацию с призывным контингентом из нацменьшинств:

«… Ежегодный контингент новобранцев, поступивших в войска, сообразно составу населения Империи, состоит средним числом из 70% русского населения и 30% инородческого. Отношение это, впрочем, не всегда одинаково и колеблется по годам до 5%, так в призыв 1883 года инородцев было до 35%..."

Гюббенет, Оскар Яковлевич
Гюббенет, Оскар Яковлевич

Оказалось, что статистика эта – «от лукавого», т.к. в большинство почему-то умудрились включить нацменьшинства, проживающие в среде и среди русского населения:

«… В числе 70% русского населения входят, кроме коренного великорусского населения, все белорусы и малороссы (с включением в полном объеме губерний Киевской, Подольской и Волынской), и инородческого племени (финны и татары), проживающие в среде русского населения в Новгородской, Олонецкой, Вологодской, Вятской, Пермской, Тамбовской, Рязанской, Пензенской и Симбирской губерний, немцы-колонисты Приволжских и Южных губерний, а также евреи, проживающие среди русского населения.
В число 30% инородцев входят: все население Царства Польского и Прибалтийских губерний, а также губерний Бессарабской, Уфимской, большей части Казанской и Оренбургской…».

Военный Министр П. С. Ванновский
Военный Министр П. С. Ванновский

Искусственное завышение процентной нормы господствующего коренного населения помогала специалистам Главного Штаба манипулировать цифрами в разных районах Империи. Но проблема распределения нацменьшинств заключалась в том, что в виду политических обстоятельств невозможно было установить единую норму для всех военных округов, как для призыва новобранцев, так и для призыва запасных по мобилизации:

«… Сообразно такому племенному составу контингента новобранцев производится и распределение их по частям войск с таким расчетом, чтобы в каждую часть русское население было бы назначаемо до 70%, а инородческое – до 30%.
Что же касается до распределения инородческого элемента по племенам, то при принятии мобилизационного пополнения, то таковое должно последовать из местного населения, с тем, однако ж, чтобы такое пополнение не превосходило в войсках Царства Польского и Литовских губерний 33% всего состава, а в Прибалтике – 50%. Новобранцы назначаются в войска следующим образом:
1) в войска Варшавского округа – новобранцы Прибалтийских губерний и частью Бессарабии;
2) в войска Петербургского, Московского, Харьковского, Одесского, Финляндского и Кавказского округов – новобранцы Царства Польского и Литовских губерний;
3) в войска Казанского округа – новобранцы Царства Польского и частью Уфимской губернии;
4) войска Киевского округа, кроме новобранцев северной части Бессарабской губернии получают инородцев только из местного населения;
5) в войска Виленского округа – новобранцы отчасти Литовских губерний, отчасти Уфимской и Оренбургской губерний.
Литовский книжный контрабандист Винцас Юшка, 1890–е годы, Литва
Литовский книжный контрабандист Винцас Юшка, 1890–е годы, Литва

Инородческое укомплектование из Уфимской и Оренбургской губерний получают только 25, 28 и 29 дивизии, именно потому, что в последние две дивизии по мобилизационным причинам нельзя было назначать, при расположении их, в Ковенской. Лифляндской и Курляндской губерниях, новобранцев – уроженцев Литвы и Царства Польского…».


По мнению Главного Штаба, татары на западных окраинах Империи виделись единственной здравой альтернативой полякам и евреям (главное - по вероисповеданию и благонадёжности):

«… Впрочем, 28 и 29 дивизии, могли получить новобранцев из татар в большем, против назначения числе, в виду того, что основное свое комплектование назначалось из Тамбовской, Пензенской и Симбирской губерний, но обрусевших в некоторой степени, но зато эти дивизии вовсе не получали евреев. Во всяком случае, назначенное в войска Виленского округа инородческое комплектование из татар, при невозможности назначения такого укомплектования из Царства Польского, составляющего главный контингент инородцев, представляется всего правильнее, и при мобилизационном комплектовании войска Виленского округа из местных уроженцев, было полезным распространить также назначение еще на 16 и 26 дивизии, расположенные в Гродно.
Притом, инородческое комплектование из татар, при невозможности назначения оного в войска Кавказа и Туркестана, и при необходимости назначения новобранцев Царства Польского в войска Петербургского, Финляндского, Московского, Харьковского, Одесского и Кавказского округов, могло бы быть назначено только в войска Варшавского, Виленского и Киевского округов.

-5

Войска Варшавского военного округа получают укомплектование из ближайших инородческих местностей, а именно – Прибалтийских губерний. Войска Киевского округа получают в счет коренного местного своего комплектования уже достаточное число инородцев (евреев), остаются затем до приема инородцев татар войска Виленского военного округа…».


Но едва ли не большую проблему, чем поляки, составляли еврейские новобранцы, которые были ограничены буквально по всем параметрам:

«… Что же касается до распределения новобранцев из Евреев, то по существующим правилам они вовсе не допускаются во флот, пограничную стражу, крепостную артиллерию, в резервные и местные войска; затем в войска, требующие выбора новобранцев по росту и сложению, а именно: в Гвардию, Кавалерию, пешую и конную артиллерию.
В инженерные войска новобранцы евреи, хотя и допускаются, но могут попасть по условиям выбора только в ограниченном числе.
Таким образом, почти все число их попадает в полевую пехоту, как в счет коренного (русского), так и дополнительного (инородческого) комплектования, смотря по тому, среди которых евреи имеют оседлость…».


Крайняя запутанность ограничительных норм приводила к тому, что в одних местностях евреи входили в состав «коренного населения», а в других – нет:

«… При этом, конечно, они попадают в войска не в равномерном числе, а именно – те полки, которым назначаются евреи в счет коренного комплектования, как-то: войска Киевского, Одесского и Виленского округов (25 и 27 дивизии), получают их в большем числе, а те полки, к которым назначаются евреи в счет дополнительного комплектования в меньшем числе, как-то: войска Петербургского, Финляндского, Московского, Харьковского, Кавказского, Казанского (2-я дивизия), Виленского (16, 26, 30 и 41 дивизии).
Меньше других получают новобранцев евреев войска Варшавского округа, комплектуясь из Великорусских (основное комплектование) и Прибалтийских губерний и Бессарабии (дополнительное комплектование), из которых евреев проживают в значительном числе только в Курляндской и Бессарабской губерниях (что имеет значение ввиду легкой возможности побегов за границу).
Затем уже вовсе не получают евреев две дивизии Виленского округа (28 и 29), комплектуясь из великорусских и татарских губерний, и одна дивизия Казанского округа (40), но зато эти дивизии получают новобранцев татар в значительном числе.

-6

Таким образом, оказалось, что все армейские пехотные дивизии (за исключением 3-й дивизии), получают новобранцев евреев, хотя не в равномерном числе. Равномерное их распределение, при неимении сведений о числе евреев , которые ожидаются к приему, не только вследствие уклонений их от службы и вследствие невозможности составить правильную им разверстку, делается решительно невозможным, а потому могут быть, при распределении контингента новобранцев, приняты только меры, регулирующие поступление евреев в войска…».


Чтобы как-то выйти из этого ненормального положения в Главном Штабе решили производить «обмен» новобранцами, тем самым, ещё более запутав ситуацию:

«… С этой целью с призыва 1883 года по расписанию о распределении новобранцев делается обмен части основного комплектования (150 чел. на полк) тех дивизий, которые в счет оного получают значительное число евреев с теми дивизиями, которые получают их в меньшем числе только в счет дополнительного комплектования, а именно: 3 дивизии Киевского округа (11, 12 и 32), 2 дивизии Виленского округа (25 и 27) и 19-я дивизия Кавказского округа (дивизия эта комплектуется из Могилевской губернии) с 3-мя дивизиями Харьковского округа (9, 31 и 36), и 3-мя дивизиями Московского округа (1, 3 и 35), причем в расписании указывалось. Чтобы в обмен назначались преимущественно новобранцы из евреев.

Кавалерист Абрам Г. Липшиц. 1910-е. Фото: Д. Андреев
Кавалерист Абрам Г. Липшиц. 1910-е. Фото: Д. Андреев

Таким обменом основного комплектования имелось в виду также достигать, согласно ходатайству Командующего войсками Киевского округа, назначения в полки названного округа новобранцев из великорусских губерний (Курской, Орловской и Воронежской), в количестве ¼ всего ежегодного пополнения…».

Гюббенет признавал, что на 100% решить «еврейскую проблему» в войсках не получится:

«… Впрочем, таким обменом комплектования могло быть достигнуто только уравнение евреев, принимаемых из Юго- и Северо-Западных губерний, в числе 50% всего числа, между войсками Киевского, Виленского, Харьковского и Московского военных округов, когда они прежде поступали почти все в войска Киевского и Виленского округов.
В будущем предполагалось обмен комплектования, если сделанный опыт окажется, произвести в более обширных размерах, с привлечением войск Одесского, Петербургского и Кавказского округов, хотя, с другой стороны, самое распределение новобранцев должно значительно усложниться и вызвать усиленные расходы на отправку новобранцев с мест призыва в войска, усиливающиеся с каждым годом.
В настоящее время собираются сведения о числе евреев во всех войсках по срокам службы, причем окажется, в какой мере вышеизложенными мерами на деле достигнуто было регулирование поступления евреев в войска, с тем, чтобы при предстоящем в конце сего года призыве могли бы быть приняты, смотря по выяснившимся обстоятельствам, соответствующие меры к такому регулированию…».

-8

Как справедливо полагал Гюббенет, проблема распределения в войска нацменьшинств (и особенно евреев), с начала 80-х годов XIX века год от года усложнялась, становясь всё более запутанной, и приводила в итоге к возрастающим бюджетным тратам.