Найти тему
Мир Музея

Галерея добрых дел братьев Третьяковых

Галерея добрых дел братьев Третьяковых

Создать музей русской живописи — таков был амбициозный проект 24‑летнего купца Павла Третьякова. Не коллекцию картин для себя, а музей для всех. Он упорно шёл к этой цели и добился своего. Вместе с братом Сергеем, который тоже участвовал в проекте, он подарил Москве новый музей. Позже его назовут Третьяковской галереей. И это не единственный вклад братьев Третьяковых в культурный облик города.

Для больших свершений нужны большая идея и капитал (свой или чужой). И то и другое у Третьяковых появилось не сразу. Они рано остались без отца, но он успел дать детям «правильное» домашнее образование. В своём завещании семейное дело (торговлю тканями) он поручал вести жене, Александре Даниловне, пока не вырастут сыновья. В компаньоны им отец приглядел приказчика Владимира Коншина и просил дочь Елизавету выйти за него замуж «по достижении возраста». 38‑летняя вдова осталась с пятью детьми: 18‑летним Павлом, 16‑летним Сергеем, 15‑летней Елизаветой, 11‑летней Софьей и годовалой Надеждой. Вообще‑то она родила девять детей, но четверых унесла скарлатина в 1848 году, за два года до смерти мужа. У них был дом в Голутвине, пять лавок в торговых рядах между Ильинкой и Варваркой и кое‑какой капитал, полученный по наследству.

Александра Даниловна успешно вела дело, сыновья ей помогали, отец приучил их работать в лавках. В 1851 семья увеличилась (Елизавета вышла замуж) и переехала в более просторный дом в Лаврушинском переулке рядом с храмом Николая Чудотворца в Толмачах. Здесь же была и контора. Трудно узнать двухэтажный дом за красивым фасадом Третьяковской галереи, а ведь именно сюда принёс Павел Третьяков первые купленные полотна, здесь прожил до конца своих дней, здесь развешивал всё новые и новые картины — сначала в своих комнатах, потом в четырёх пристройках к дому.

Трудно сказать, когда у него возникла мысль собирать картины. Известно, что в 1852 году он испросил у матушки отпуск на две недели и поехал в Петербург на поезде, новом чуде техники. Там осмотрел Эрмитаж, Публичную библиотеку, Академию художеств, частные собрания. Наметил посетить 14 спектаклей (Третьяковы страстные театралы, особенно матушка), но из‑за траура в царской семье четыре дня спектаклей не было. Знал, что матушка будет недовольна, но задержался в столице, чтобы намеченное выполнить.

В 1856 году купчиха 2‑й гильдии А. Д. Третьякова получила грамоту о
возведении её и детей в «сословие потомственных почётных граждан» (заметим, «сословие», а не «звание»; звание Почётного гражданина Москвы П. М. Третьяков получит позже). Лица этого сословия освобождались от воинской повинности, могли участвовать в выборах и избираться на городские должности. Это был важный документ.

1856 год знаменателен и в другом отношении: это дата рождения Третьяковской галереи. Именно тогда Павел Третьяков решил, что будет собирать русскую живопись, и под эту идею начал покупать и заказывать картины. Старался коллекцию «пополнять разностороннее, чтобы можно было иметь понятие о всех русских художниках». И много лет сомневался, что именно коллекционировать — жанровые сценки, полотна на исторические темы, пейзаж. Смотрел, думал, читал, советовался. Решил покупать картины разных направлений — и по темам, и по технике, главное, чтобы это была живопись, чтобы полотна были художественными.

Как и было завещано отцом, мать отошла от дел, когда сыновья повзрослели. Они создали «Торговый дом в образе полного Товарищества под фирмою П. и С. Третьяковы и В. Коншин». Павел возглавлял фирму, Сергей ведал оптовой и заграничной торговлей, Владимир — складами и иногородней торговлей. Компаньоны полностью доверяли друг другу, но на всякий случай каждый должен был написать завещание. Своё первое завещание Павел составил в 1860 году. Там сказано, что половину капитала (свою долю отцовского наследства) он оставляет семье, а вторую часть просит употребить на устройство в Москве картинной галереи, ибо «...для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие».

Его коллекция растёт, приобретает известность. В 1862 году Павла Третьякова приглашают в Лондон на Международную выставку, где впервые представлено русское искусство. Матушка и сёстры раньше него оказались в Лондоне (они лечились на курорте в Бельгии), он им писал, что заказал «написать хороший портрет с такой знаменитой личности, как наш Щепкин». Этот портрет — начало будущей «галереи лиц, дорогих нации», которую он тоже решил собирать.

Сергей Третьяков тоже увлёкся коллекционированием, купил несколько полотен русской школы, потом, чтобы не соревноваться с братом, стал собирать европейскую.

Для своей коллекции Павел Михайлович придирчиво отбирал полотна на выставках, в мастерских художников. Он покупал картины, отчаянно торгуясь, чтобы сэкономить деньги на следующие покупки, но всегда был готов помочь художникам, если они испытывали нужду.

Приобретенные картины он развешивал в своём доме в Лаврушинском — от пола до потолка, смотреть их приходили знакомые и люди по рекомендации. Конечно, семье это было неудобно. И Павел Третьяков решил выстроить для коллекции отдельное здание. Это требовало немалых денег, пришлось пожертвовать садом, но задуманное он привык доводить до конца. И вот настал момент, о котором он так мечтал: весной 1874 года он открыл свою галерею русского искусства (нынешние залы 8, 46 – 48), куда мог бесплатно прийти любой желающий. Таких галерей в России ещё не было, Русский музей откроется лишь в 1898 году.

Здание галереи построил А. С. Каминский, муж сестры Софьи, который
к этому времени стал известным архитектором. Каминский оригинально оформил и Третьяковский проезд (под него братья выкупили участок земли и подарили городу небольшую улицу), позже перестроил доходный дом на Кузнецком мосту, подворье Иосифо‑Волоколамского монастыря на Ильинке, где Третьяковы и Коншин арендовали помещение под «магазин полотняных, бумажных и шерстяных товаров, русских и заграничных».

В 1870‑е годы купцы и фабриканты Третьяковы пошли во власть, Сергей Третьяков был избран городским головой. Историк В. И. Герье писал: «Это был человек... от всей души преданный делу, за которое взялся. Он не жалел собственных средств, когда можно было этим способом содействовать успеху городских дел, — например, в приобретении городом от казны бесценного дара — Сокольничьей рощи».

В бытность С. М. Третьякова на посту мэра был увеличен городской бюджет на образование, устроены новые бульвары и скверы, бесплатно выделен участок для архива Министерства юстиции (там и поныне находится архив древних актов). Хороший организатор, он отвечал и за торжества по случаю открытия в Москве памятника А. С. Пушкину (1880), где с речами выступили Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, А. Н. Островский.

Много было сделано братьями Третьяковыми для того, чтобы художественная жизнь Москвы не отставала от столичной. Младший Третьяков издавал на свои средства «Художественный журнал» (1881 – 1887), вместе с братом поддерживал Московское училище живописи и ваяния, цель которого формулировалась так: «Дать возможность получить художественное образование молодым людям из глубоких провинций, способствовать развитию вкуса в обществе». И. В. Цветаев задумал создать Музей изящных искусств, искал деньги, отказывали многие, а Павел Третьяков помог.

Братья зарабатывали большие деньги, но щедро возвращали их обществу — на стипендии, училища, больницы (при жизни и по завещанию). Они не раз задумывались о том, как распорядиться своими коллекциями. Сергей колебался, не переехать ли ему в Петербург, а Павел твёрдо решил завещать коллекцию Москве. Но судьба распорядилась иначе. Никогда не болевший, в отличие от слабого здоровьем старшего брата, Сергей Михайлович скоропостижно скончался. По его завещанию коллекция картин и половина дома в Лаврушинском (это была совместная собственность) передавалась в дар Москве на тех условиях, которые сформулирует брат.

Павел Михайлович глубоко страдал, потеряв любимого человека. Получив одобрение племянника Николая Третьякова, он решил, не откладывая, подарить городу оба собрания картин — своё и брата, а также дом в Лаврушинском с четырьмя музейными пристройками, где было уже 22 зала (два новых — для коллекции брата и его мемориального кабинета). Он оговорил право оставаться до конца дней в этом доме и быть пожизненным попечителем музея.

Так в 1893 году открылась «Московская городская художественная галерея имени Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых». В ней, помимо скульптур, рисунков и икон (их тоже собирал, но при жизни не выставлял П. М. Третьяков), насчитывалось 1287 живописных произведений русской школы и 75 полотен —западно‑европейской.

Третьяковская галерея живёт, развивается и, как и было задумано молодым купцом, приносит многим пользу, всем удовольствие. Картины русских художников из коллекций Третьяковых мы видим в её стенах, а европейских — в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX – XX веков на Волхонке и в Эрмитаже.

Полный текст см.: Наталья Шаронова «Галерея добрых дел братьев Третьяковых» // Мир Музея. 2010. № 3. С. 13 - 16.
Государственная Третьяковская галерея

1. Третьяковская галерея (особняк П. М. Третьякова, Лаврушинский пер., 10).
2. - И. Е. Репин. Портрет Павла Михайловича Третьякова. 1883.
3. - Сергей Михайлович Третьяков. Фото конца 1870-х годов.

#мирмузея #архивмирмузея #мирмузеяархив #мирмузея2013 #Москва #Третьяковскаягалерея #настоящиеценностибудущего #мудрость