Найти тему

Половина жизни

Виталий Храмойкин.

Виталий и мама, Нина Юрьевна
Виталий и мама, Нина Юрьевна


27 сентября 2006 года не стало моей мамы. Это было 17 лет назад. Сегодня мне 34 года и получается, что я ровно полжизни живу без мамы. Я нечасто об этом думаю, но когда задумываюсь, вспоминаю родителей, которых уже нет, мне становится немного грустно.

После того как родители уходят в иной мир, открываются и проясняются многие вещи, со временем. Ты как будто взрослеешь гораздо быстрее и неважно сколько тебе лет, на этот момент. На при этом чувствуешь, что за спиной уже никого нет.

Время не лечит. Боль никуда не уходит, она скорее притупляется. Но иногда я не могу прогнать плохие мысли, вновь и вновь переживаю тот день. Слава богу, это не так часто. Полностью стереть это из памяти невозможно.

По ощущению, тогда в 17 лет я как будто остался один. Долгое время я был обижен на маму за то, что она меня «бросила». Эта эгоистическая позиция свойственна подросткам. Я прекрасно понимаю, что это не нормально, правда сегодня, когда мне уже 34 года. Но тогда, для меня ребёнка это было нормально. Такие мысли нужно пережить и вырасти из них. Это всё равно что перерезать пуповину, но только осознанно.

Психологи говорят, что невозможно полностью проработать обиды и злость на маму и папу, но со своей стороны скажу вот что: после их ухода постепенно пришло понимание, почему они делали так или не делали другое. В какое время они жили и какие у них были возможности. А справился бы я, будь я на их месте? Со временем приходит спокойствие и тёплая память о родителях. Плохие моменты забываются. Я с трудом вспоминаю что-то плохое сегодня.

Пишу и плачу. Вспомнил, как когда-то шёл за руку с мамой и с папой в Тольятти. Мы переходили дорогу на улице Автостроителей из 16 квартала в 15. Шёл за руку, в глаза бил тёплый закатный свет, а я прыгал, державшись за руки. Они подхватывали, и я беззаботно летал, как лётчик на самолёте... Или многочисленные походы в гости, которые я обожал, вместе с родителями.

Да, после смерти родителей ты взрослеешь быстрее. Это я сегодня понимаю и принимаю как данность. Прекрасно, когда твои родители при жизни отпускают тебя в свободное плавание, давая возможность тебе развиваться и изучать этот мир. Самому, без помощи. Но я был тепличным ребёнком, до 17 лет моя жизнь была весьма беззаботной. Мне, в каком-то смысле «повезло» остаться одному и резко повзрослеть, стать самостоятельным. Нет худа без добра, это уж точно я могу сказать.

Но есть и очень грустные моменты, которые невозможно избежать и это стоит принять и жить дальше. Самый грустный момент заключается в том, что рано или поздно ты начнёшь забывать своих родителей. Картинка в голове размывается, цвета обесцвечиваются, а запахи ты и так не помнишь.

А самое грустное, что я не помню маминого голоса. За 17 лет, я забыл его. И когда смотрю старые кассеты, где есть и видео и голос, каждый раз удивляюсь (мне, человеку со слухом, это особенного странно) — неужели у неё такой голос был? Он звучит, как новый. Я забыл его. 

Мне очень грустно, что мама умерла молодой. Ей было 54 года. Она была невероятно умной, работала в своё время в НИИ, занималась фотографией. Любила детективы и кроссворды. До болезни была очень весёлой, любила гулять на улице и ходить по гостям. Для неё семья и отношения с родными и близкими всегда были превыше всего. Она всегда поддерживала связь со своими двоюродными братьями, сёстрами, всегда общалась с ними. Моя мама была уникальной — это самый честный человек, которого я встречал в этой жизни.

Мне жаль, что она не увидела моих детей. Она всю жизнь мечтала о дочке, но судьба распорядилась иначе, так как появился я. Потом она мечтала о внуках и после появления старшего внука, тоже хотела внучку. Она была прекрасной бабушкой.

Мне жаль, что она не увидела моих успехов. Она ушла тогда, когда я был инфантильным школьником, который не знает куда идти, что делать. Бо́льшую часть жизни, она переживала за меня, что я не смогу приспособиться к этой жизни, думая, что я слишком мягкотелый для суровой жизни.

Я завидую тем, у кого в записной книжке телефона есть «Мама» и «Папа». Вы вот так просто, можете им взять и позвонить им. Просто поговорить. Вы счастливые люди.

Берегите своих родителей.
Если вы в ссоре с родителями — помиритесь.
Если вы обижены, поймите почему и простите.
Если вы далеко — позвоните.

У вас не будет другой возможности поговорить с родителями, когда их не станет.

Да, это звучит пафосно, но это так и есть.
Ведь они у вас не навсегда.