Найти в Дзене

«В те годы» на Богословских угольных копях

Михаил Вильгельмович Дистергефт (1921–2005) родился в семье железнодорожника в селе Савёлово Тверской губернии. Когда Михаилу было 5 лет, семья переехала в Ленинград, через 2 года Михаил пошёл учиться в школу. Учителя заметили у него способности к рисованию и посоветовали родителям отвести сына в Дом художественного воспитания детей к руководителю секции изобразительных искусств Константину Александровичу Кордобовскому (1902–1988). После окончания школы в 1939 году, Михаил поступил в Ленинградскую академию художеств, где окончил первый курс в художественной студии профессора Альфреда Рудольфовича Эберлинга (1872–1955), а затем перешёл на курс к Александру Дмитриевичу Зайцеву (1903–1982). Параллельно с учёбой будущий художник ещё и преподавал рисование в одной из ленинградских школ. 8 мая 1941 года студент 2-го курса Михаил Дистергефт был призван на срочную службу в ряды Красной армии. В начале войны Михаил в составе зенитного артиллерийского дивизиона участвовал в обороне Москвы. В окт

Михаил Вильгельмович Дистергефт (1921–2005) родился в семье железнодорожника в селе Савёлово Тверской губернии. Когда Михаилу было 5 лет, семья переехала в Ленинград, через 2 года Михаил пошёл учиться в школу. Учителя заметили у него способности к рисованию и посоветовали родителям отвести сына в Дом художественного воспитания детей к руководителю секции изобразительных искусств Константину Александровичу Кордобовскому (1902–1988). После окончания школы в 1939 году, Михаил поступил в Ленинградскую академию художеств, где окончил первый курс в художественной студии профессора Альфреда Рудольфовича Эберлинга (1872–1955), а затем перешёл на курс к Александру Дмитриевичу Зайцеву (1903–1982). Параллельно с учёбой будущий художник ещё и преподавал рисование в одной из ленинградских школ.

8 мая 1941 года студент 2-го курса Михаил Дистергефт был призван на срочную службу в ряды Красной армии. В начале войны Михаил в составе зенитного артиллерийского дивизиона участвовал в обороне Москвы. В октябре 1941 года на основании указа Президиума Верховного Совета от 28 августа 1941 года командование отозвало Дистергефта с передовой в тыл. Сначала Дистергефт служил в строительном батальоне в городе Горьком (ныне Нижний Новгород), затем в январе 1942 года согласно приказу Государственного комитета обороны СССР Дистергефта перевели в состав «трудовой колонны» и отправили на строительство Уральского алюминиевого завода в Каменск-Уральском. Осенью 1942 года 21-летний Дистергефт был мобилизован на Богословские угольные копи. Он прибыл под конвоем в вагонах на станцию Богословск в начале ноября 1942 года. Прибывших мобилизованных поместили в старом лагере, где до них уже не один год жили заключённые, с колючей проволокой, бараками, вышками, конвоем, вахтой. Так без суда и следствия, побывавшие на фронте солдаты стали заключёнными Богословского лагеря. Тяжёлый труд с ежедневной дорогой на копи (4 км в одну сторону) и обратно, насилие, унижения, чувство бесправия, нужда, болезни, скудное питание отнимали последние силы заключённых.

Однажды случай свёл Дистергефта с маркшейдерами, которым понравилось, как объёмно художник рисовал горы и отвалы на их чертежах, и они добились перевода заключённого к ним в отдел. Дистергефт нарисовал с натуры угольный разрез открытых разработок с людьми и механизмами. Потом на простой обёрточной бумаге стал рисовать передовых кадровых рабочих по профессиям. Когда рисунков накопилось много, на площади перед управлением треста «Богословуголь» сделали выставку портретов и назвали её «Доской почёта». Работу Дистергефта заметили корреспонденты выездной редакции газеты «Уральский рабочий». Они написали хвалебную статью в одноимённой листовке тиражом 1 тысяча экземпляров с рисунками Дистергефта (разумеется, без указания авторства).

На следующий день после выхода листовки Дистергефта доставили к управляющему трестом «Богословуголь» горному инженеру Александру Степановичу Чернегову (1907–1971). Он встретил Михаила как героя и даже протянул ему руку. В беседе он поддержал начинания молодого художника и поручил ему заняться зарисовкой угольных копей. В бараке художникам Дистергефту и Антону Никитичу Матеру (1910–1984) выделили отдельную комнату, а затем предоставили помещение в Доме культуры угольщиков. Выпускнику Ленинградской академии художеств Матеру было трудно подолгу ходить из-за инвалидности, поэтому он рисовал экскаватор и технику, а Дистергефт ходил по разрезу за 10 км, рисуя пейзажи, жёлто-молочный пласт пустой породы и контрастный чёрный пласт каменного угля. Уже в 1945 году на предприятии «Богословуголь» состоялась первая выставка акварелей М. Дистергефта и А. Матера под названием «Богословские угольные копи».

В Богословском лагере Михаил Дистергефт познакомился с Элеонорой Гронвальд. 30 сентября 1944 года Михаил и Элеонора зарегистрировали брак в загсе Карпинска, а 13 сентября 1945 года у них родился сын Игорь. В 1947 году зоны лагеря были ликвидированы. Заключённым немцам были выданы паспорта. В 1948 году согласно Указу Верховного Совета СССР было объявлено о переводе немцев в статус специальных поселенцев на вечные времена. Им вменялось в обязанность посещать дважды в месяц специальную комендатуру. За побег предусматривалось наказание – 20 лет каторжных работ.

В 1951 году Дистергефт был переведён на специальный учёт в город Нижний Тагил. Там он экстерном окончил пятый курс художественного училища и в 1952 году получил диплом художника-педагога. Художника пригласили преподавать в художественной студии в построенном Дворце культуры Нижне-Тагильского металлургического комбината. В 1956 году Дистергефт был освобождён от специального учёта, а в 1992 году – реабилитирован.

Михаил Дистергефт, 1953 год. Семейный архив
Михаил Дистергефт, 1953 год. Семейный архив

Тема репрессий вошла в российское искусство к середине 1990-х годов, и Дистергефт оказался одним из немногих художников, сказавших важное слово в этой теме. Созданная им графическая серия «В те годы» стала итогом его раздумий и переживаний. Пережив годы за колючей проволокой, испытав унижения и оскорбления, увидев воочию смерть, горе и страдания людей ему близких и, казалось бы, совсем чужих, художник доверительно и откровенно, в то же время с болью рассказывает о непростой истории страны, о судьбах людей, пытаясь сохранить историческую память народа.

Источники: 1. Агеева М. В. Душа обязана трудиться // Культура Урала. – 2021. – № 4 (90)

2. Агеева М. В. Серия рисунков Михаила Дистергефта «В те годы» в искусстве советского Урала второй половины ХХ века // Искусство Евразии. – 2022. – № 1 (24)

3. Дистергефт М. О себе и о том, как я оказался в ГУЛАГе // Карта (Рязань). – 1999. – № 24–25

4. Книга памяти / Сост. и вступ. ст. В. М. Кириллова. – Екатеринбург : УИФ «Наука», – 1994.

5. Чевардин В. В. Душа художника // Тагильский вестник : Город : Годы, События, Люди : ист.-краевед. альм. – Нижний Тагил, 2007. – Вып. 5

Вам может быть интересна следующая статья