В 1959 году город Карпинск отмечал своё 200-летие. В это время по данным Всесоюзной переписи населения количество жителей в городе достигло своего исторического максимума – 49,5 тысяч человек, что было в 2,5 раза выше довоенного показателя 1939 года. Рост численности населения был вызван активным промышленным строительством и большим притоком рабочей силы. Город стремительно рос, в нём появлялись новые кварталы с двух- и трёхэтажными домами и улицы с индивидуальной застройкой, столовые и магазины, ясли и детские сады, школы и техникум, гостиница и поликлиники.
Наряду с трестом «Вахрушевуголь» получили развитие машиностроительный и рудоремонтный заводы, в городе был запущен трамвай и междугородний рейс автобуса. Подробнее об этом читайте в следующей статье
Город активно благоустраивался, на улицах и во дворах жители своими силами высаживали тысячи саженцев кустарников и деревьев, дороги закатывали в асфальт, по которому мчались личные мотоциклы и автомобили горожан.
Юбилей города праздновали в воскресный день 21 июня. Помимо традиционных торжественных митингов и шествий, на площадках города проходили спортивные соревнования: товарищеские встречи волейболистов, баскетболистов и футболистов на городском стадионе, состязания стрелков-стендовиков общества охотников, конноспортивные соревнования на городском ипподроме, в которых состязались лучшие рысаки Карпинска, Краснотурьинска, Серова и Волчанска.
Культурным событием стало открытие в этот день выставки работ профессиональных и самодеятельных художников Карпинска в малом зале Дома культуры угольщиков. Выставку посетил ответственный секретарь редакции газеты «Карпинский рабочий» Вячеслав Илларионович Могилкин (1923–2005). Он с детства любил рисовать и даже после окончания машиностроительного техникума в 1941 году, поступил в Московское художественное училище, однако из-за войны начать обучение 18-летний юноша не смог. В 1948 году Вячеслав Могилкин был направлен на журналистскую работу в редакцию газеты «Карпинский рабочий». Подробности о жизни журналиста можно прочитать в следующей статье
В статье «Городская выставка изобразительного искусства» журналист поделился с читателями своим впечатлением от выставленных работ. Центральное место на выставке заняли портреты и пейзажи живописца Евстафия Хромова. Зрителям понравился «Портрет А. П. Карпинского», в котором художник сумел передать волевой характер молодого учёного. Также выразительны были этюды «Дождливый день», «Уголок водной станции», «Индустриальный пейзаж», однако творческой удачей художника стал этюд «Старый Богословск». К сожалению, найти информацию о художнике не удалось. В художественном музее ХМАО-Югры хранится «Портрет художника Геннадия Райшева», выполненный Евстафием Хромовым в 1962 году.
Затем в своей статье журналист отметил, что зрители ожидали большего от художника Ивана Планкова (1920–1994). Положительную оценку получил «Портрет бывшей воспитанницы детского дома», а «Портрет А. С. Попова» напротив был плох, этюд «Ночь» был вялым и безвкусным. В фонде Карпинского краеведческого музея хранится несколько работ Ивана Андреевича Планкова, в числе которых автопортрет художника. О судьбе художника можно прочитать на сайте музея https://karpinskmuseum.ru/plankov-ivan-andreevich/
Супруги-художники Лев Вейберт (1926–2006) и Надежда Никулина (1931–2001) были хорошо знакомы многим жителям города. Их часто можно было видеть то беседующими с горняками, то делающими зарисовки в карьерах добычных и вскрышных разрезов, в окрестностях Карпинска и Краснотурьинска, на отдалённых лесных посёлках. Надежда Никулина представила на городской выставке графику. Зрители были знакомы с творчеством этой художницы, так как её рисунки печатались на страницах городской газеты «Карпинский рабочий».
Творчество её мужа, Льва Вейберта было представлено линогравюрами и этюдами. По словам журналиста, отдельные линогравюры отличались высокой техникой исполнения, но были слабы композиционно. Интерес публики вызвали этюды, выполненные маслом «Пустырь», «Уголь» и картина «На Онче». Серия линогравюр художника под названием «Карпинску – 200 лет» была опубликована в газете «Карпинский рабочий».
27 декабря 1959 года в Свердловске открылась областная художественная выставка «Урал», организованная областным отделением Союза художников СССР. На этой выставке наряду с произведениями ведущих художников области были представлены графические работы Льва Вейберта и Надежды Никулиной – линогравюры из серии «Города Северного Урала»: «Вскрышные работы», «На окраине Богословска», «В забое», «На родине А. С. Попова», «В глубь тайги» и другие.
Проникнуться судьбой талантливого художника можно, прочитав книгу Натальи Паэгле «Офорт судьбы». Из повествования автора книги следует, что 17-летний Лев Вейберт появился в Карпинске в конце 1942 года в результате мобилизации в рабочую колонну на Богословские угольные копи. Здесь он работал на лесозаводе, познакомился с ленинградским художником Михаилом Дистергефтом, который помог юноше устроиться на работу художником. С 1948 по 1955 год Лев Вейберт учился в Свердловском художественном училище, женился на своей сокурснице Надежде Никулиной.
После окончания учёбы молодожёны с маленькой дочкой вернулись в Карпинск. Семья поселилась в доме отца по проезду Нахимова, на чердаке которого Лев оборудовал собственную мастерскую. Этот добротный дом по-прежнему стоит на месте, претерпев некоторые изменения. Сохранилась домовая книга для прописки граждан, в которой под № 1 домовладельцем записан отец Льва Вейберта – Павел Александрович Вейберт, старший бухгалтер артели «Победа».
Поначалу Лев Вейберт работал в школе № 4 учителем черчения и рисования, а в 1957 году организовал при Доме пионеров кружок изобразительного искусства. Позднее Лев Вейберт перешёл на машиностроительный завод художником-оформителем, продолжая вести занятия в кружке. На машзаводе он приобрёл офортный станок, который был изготовлен по его чертежам, и погрузился в изучение технологии офорта и линогравюры.
Хорошие отношения у Льва Вейберта сложились с газетой «Карпинский рабочий». Там работал живший по соседству Алексей Александров, который предложил художнику выполнить несколько клише для газетных заставок. Впервые графический рисунок Льва Вейберта был опубликован в газете 10 августа 1958 года. В дальнейшем редакция газеты с большой охотой публиковала рисунки и линогравюры художника и его супруги.
В 1965 году художник Лев Вейберт получил признание своих коллег и был избран членом Союза художников СССР. На тот момент времени в Свердловской области офортный станок был только у него, и многие художники-графики из столицы Среднего Урала приезжали в Карпинск, чтобы печатать свои работы на его станке.
В 1973 году Лев Вейберт с семьёй выбрал новым местом жительства посёлок Калиново Свердловской области, где на берегу живописного озера Таватуй художник создал свою лучшую серию офортов «Повесть о деревьях» и серию больших линогравюр «Времена года». В память о выдающемся мастере, который на протяжении 15 лет обучал детей изобразительному искусству и воспитал плеяду достойных художников, в 2017 году на здании художественной школы Карпинска была установлена мемориальная доска. Дело своего учителя продолжил его ученик, художник Леонид Тимофеевич Телицын (1940–2013). Он долгое время возглавлял художественную школу, за создание которой в городе выступал Лев Павлович Вейберт.
С работами Льва Вейберта, Надежды Никулиной, Леонида Телицына и многих других художников, кого вдохновлял город горняков и природа Северного Урала, можно познакомиться в Северной ART-галерее.
Источники: 1. Могилкин В. Городская выставка изобразительного искусства // Карпинский рабочий. – 1959
2. Паэгле Н. Лев Вейберт: Офорт судьбы. – М. : МСНК-пресс. – 2011
Фотографии из семейного архива и сети интернет улучшены и раскрашены при помощи нейросетей
О художнике Михаиле Дистергефте читайте в статье